В последнее время в Правительстве РФ активизировали работу по укреплению международного транспортного коридора `Север - Юг`. О том, какую роль в этом играет Северо-Запад РФ, рассказывает руководитель департамента координации транспортных систем и логистики Минтранса России Александр Кузнецов
- Сейчас идет сверка с международными стандартами, чтобы российские транспортные системы интегрировали в международные. Все транспортники мира должны общаться на одном языке. Необходимо эффективное взаимодействие между грузовладельцами и экспедиторами как в России, так и за рубежом. Требуется содействие государства в продвижении новых технологий. Для этого создана программа модернизации транспортной системы России.
Сейчас судьба международных транспортных коридоров во многом определяется в регионах. Там коридоры наполняются конкретными грузопотоками, оперируют экспедиторские компании. Поэтому нужно партнерство Минтранса РФ, МПС России и субъектов рынка.
Ряд соглашений, заключенных в последнее время на Северо-Западе, помогает наладить конструктивный диалог, рождает конкретные предложения, которые можно воплотить в законодательные акты. Эти предложения особенно ценны, потому что сейчас предстоит скорректировать ту транспортную политику, которая была в общих чертах выработана в постперестроечные годы, когда рынок в России еще только начал формироваться.
Транспортная система Северо-Запада является важнейшим элементом транспортного комплекса России. Она обеспечивает около 40% внешнеторгового грузооборота страны.
Сложилась развитая инфраструктура МТК `Север - Юг`. Естественно, основное внимание Правительства РФ сейчас сосредоточено на укреплении южного направления, в том числе порта Оля.
Стоимость только железнодорожных подходов оценивается в 3 млрд рублей. Этим озабочены в МПС. Однако нужна не только железная дорога, но и подходная инфраструктура к морским терминалам...
И все же проблемы укрепления южного конца МТК `Север - Юг` не должны закрывать проблемы развития инфраструктуры Северо-Западного региона, иначе Россия рискует проиграть в конкуренции с портовиками других стран. Важно, чтобы мониторингом грузопотоков занимались в регионах, а не только в Минтрансе России. Тогда можно будет `сверить часы`, выйти на конструктивный диалог.
Так уже поступают, например, в правительстве Москвы, где немало средств вкладывают в развитие логистики, имеют конкретную программу развития транспортных систем с указанием источников финансирования проектов.
Государство должно поддерживать предпринимателей. Однако пока бизнес-сообщество ждет инициатив со стороны правительственных структур, а не предлагает конкретные бизнес-проекты, которые нуждаются в продвижении на международном рынке.
В России должны стремиться к интеграции с Европой. Однако в Европе сложилась устоявшаяся транспортная система с понятными перспективами, которые никто особо не жаждет ломать. Европа объединилась, чтобы сообща решать внутренние проблемы, снимать административные барьеры на пути товаропотоков. И мы не найдем общего языка с Европой, если будем воздвигать на своих границах новые барьеры.
Межрегиональное партнерство может стать катализатором сближения интересов России и Европы. И путь к этому во многом через Северо-Запад РФ.
В России десятилетиями понятия `транспорт` и `железнодорожный транспорт` были почти синонимами. Проводимая сейчас реформа МПС, безусловно, окажет самое глубокое влияние не только на работу транспорта, но и на всю экономику страны. Однако преодоление естественно-монопольного характера железных дорог потребует немало времени и труда.
Реформа МПС нужна, но при этом не следует забывать о нуждах российских регионов. И здесь одним из примеров урегулирования отношений между субъектами РФ и российскими стальными магистралями может служить Северо-Запад...
Существующая структура источников инвестиций не может нас вполне удовлетворить. Очень слабо или совсем не используются пока механизмы лизинга, концессий, схем строительства по принципу `построил - используй - передай государству` и других распространенных в мировой практике инструментов частного и государственного партнерства.
Применение всех этих финансовых инструментов зависит, разумеется, не только от доброй воли, но и от адекватной правовой базы. Поэтому в числе первоочередных задач - разработка ряда проектов федеральных законов, прямо влияющих на инвестиционный климат в транспортной отрасли: это законопроекты о концессиях, в том числе дорожных, о платных автомобильных дорогах, о Российском международном реестре судов, об авиализинге...
Особая задача - совершенствование земельного законодательства, чтобы уточнить правовой режим земель, транспорта, порядок их резервирования для перспективного развития и изъятия для государственных нужд. И здесь опять-таки нужно сотрудничество Минтранса РФ с регионами.
Положительные примеры подобного сотрудничества - проекты развития в морском порту Санкт-Петербург: генсхема помогла соединить интересы государства, местной администрации, транспортников и бизнеса (прежде всего стивидоров и грузовладельцев)...
|