В Петербурге начинается реформа жилищно-коммунального хозяйства. На заседании правительства города губернатор поручил отраслевым комитетам подготовить порядок оптимизации финансовых потоков, направляемых на субсидирование жилищно-коммунальных услуг
Суть реформы прокомментировал прессе первый заместитель председателя Комитета финансов администрации Петербурга Михаил Крылов. Цель преобразования состоит в паритетном финансировании услуг ЖКХ государством и населением. Он подчеркнул, что механизм начисления субсидий не изменится.
По-новому планируется распределять субсидии. Если традиционно субсидии направлялись непосредственно поставщикам услуг, независимо от того заплатил гражданин за квартиру или нет, то теперь эта зависимость появится. Внес месячную оплату - получил субсидии.
Как убеждают реформаторы, население сможет самостоятельно выбирать организации по оказанию жилищно-коммунальных услуг. На этой волне когда-нибудь возникнет конкуренция, возможно (а может быть и нет) повысится качество услуг. И вот таким образом монополия РЖА будет ликвидирована.
В 2003 году бюджетные субсидии ЖКХ составят 8,7 млрд руб., из них 4,0 млрд руб. - льготы и компенсации, а 4,7 млрд руб. - общие доплаты. Из общих 2,3 млрд руб. относятся к субсидиям за жилищные услуги (уборка лестниц, мелкий ремонт и т. д.), 2,4 млрд руб. предназначены для доплат за тепловые ресурсы.
По словам М. Крылова, на 2004 год сумма выделяемых субсидий изменится мало. Но население получит в результате реформы право выбора организации по оказанию услуг ЖКХ. Однако заключать договоры на обслуживание смогут только объединения квартиросъемщиков (кондоминиумы). По существующим юридическим нормам их регистрация не обязательна.
Есть, правда, опасение, что это нововведение, а его планируется ввести уже со следующего года, население не сразу примет. Как, к примеру, произошло с управлением накопительной части пенсионных счетов. Несмотря на предоставленное право, эти функции по-прежнему выполняют госорганы.
Оптимизация финансовых потоков на первом этапе не приведет к экономии бюджетных средств. Размер субсидий зависит от тарифов ТЭК (а они, как известно, повышаются) и от федеральных норм по льготам и компенсациям. В Комитете финансов ожидают экономии от установки приборов учета.
Комитет по содержанию жилищного фонда и ГУП `Водоканал` готовят программу по установке в домах счетчиков. Приборы эти стоят недешево, поэтому казне предстоит раскошелиться, чтобы процесс пошел интенсивно. По словам М. Крылова, в Дании приборы учета воды были установлены за несколько лет благодаря государственной компенсации населению части их стоимости. Вряд ли на такое можно надеяться в России.
В Комитете финансов утверждают, что техническая база для внедрения новой схемы распределения субсидий готова. Все остальные детали юридического и экономического характера предстоит доработать до 1 июня.
Законодательной базы под ноу-хау не требуется. Достаточно внесения в бюджет 2004 года необходимых статей.
|