Правительство России согласно принятой концепции сокращает долю государства в капитале банков. Прежде всего осуществляется выход из состава акционеров тех кредитных организаций, где эта доля не позволяет влиять на принятие решений по их управлению
Впервые инвентаризация банковского имущества правительством была проведена в 2001 году. Тогда выявили 469 кредитных организаций, в капитале которых в той или иной степени участвовало государство.
Правда, проведенный анализ балансов, а также обнаружение новых участников (не представивших сразу данные) показали, что банков больше - 679. При этом только в 20% из них государство имело блокирующий пакет, а в 169 доля не составляла даже 1%.
Насколько эффективным было управление государства в этих банках? Как показал анализ, понятия, как можно действенно участвовать в управлении, никто не имел. Государство как акционер могло получать дивиденды. Но механизм поступления этой части прибыли в бюджет не был нигде прописан. Нередко прибыль по решению общего собрания акционеров направляли на иные цели.
Несмотря на доступ к дешевым бюджетным ресурсам, большая часть государственных банков остается убыточной. Так, `Россельхозбанк`, подавая документы на получение лицензии в Центробанк РФ, представил бизнес-план, из которого следовало, что в течение пяти лет банк будет иметь убытки.
Участие Центрального банка РФ в капитале банков - это свершившийся факт, не имевший экономической целесообразности. Банки получают определенные преимущества как финансовые, так и имиджевые. В то же время ЦБ РФ, являясь органом государственного надзора, кредитором последней инстанции, ответственным за проведение денежно-кредитной политики в стране, не может быть акционером коммерческого банка. И такого порядка нет ни в одной стране.
Складывается сложная ситуация со Сбербанком РФ. Центральный банк должен выйти из состава его акционеров. Но это произойдет после того, как будет создана система гарантирования вкладов населения.
Законопроект на эту тему обсуждается много лет, но закон до сих пор не принят. В системе гарантирования вкладов не заинтересованы крупные банки, да и сам Сбербанк. Противодействие оказывается сильное, поэтому решение вопроса о выходе ЦБ РФ из состава акционеров крупнейшего банковского монополиста затягивается.
Согласно стратегии должно уменьшаться количество банков, в составе акционеров которых участвует Правительство РФ. Но это не относится к таким кредитным организациям, как `Россельхозбанк` и `Российский банк развития`.
Сегодня обсуждается вопрос: надо ли вводить ограничения на операции, проводимые этими банками? Мнения экспертов расходятся. Одни предлагают не создавать новых монополистов, а следовательно, ограничить деятельность этих государственных банков только кредитованием реального сектора экономики и обеспечением возврата ранее выданных средств. Другие ратуют за универсальность, апеллируя к тому, что государство понесет определенные расходы в случае невыполнения клиентами своих обязательств. Универсальность, полагают оппоненты, позволит государственным банкам активнее работать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, участвовать в синдикатах и выступать гарантами для других коммерческих банков.
|