Судьба отечественного судостроения беспокоит российские власти. Однако и по сей день базы для кардинального решения проблем так и не создано
В мае 2002 года вопрос о ситуации в судостроении Петербурга рассматривался на заседании городской администрации. Во многом за счет поступлений из этой отрасли в январе-марте 2002-го объем промышленного производства в городе достиг отметки в 41,1 млрд руб. (+29,4% по сравнению с аналогичным периодом 2001-го).
Именно в это время были завершены крупные долгосрочные заказы на предприятиях энергомашиностроения и судостроения, что обеспечило рост промышленного производства в тяжелой промышленности в 1,5 раза.
На заседании говорилось также о том, что портфель заказов петербургских судостроителей на ближайшие несколько лет сформирован во многом благодаря военным заказам из-за рубежа.
`ЛУКОЙЛ` и `Совкомфлот`
смотрят за рубеж
Проявляют интерес к обновлению флота и некоторые российские компании, которые, по сути, стали донорами петербургских заводов. В первую очередь это НК `ЛУКОЙЛ`, заказавшая серию танкеров усиленного ледового класса. Последнее судно, из пяти дедвейтом по 20 тыс. тонн, построенное на ГУП `Адмиралтейские верфи`, - танкер `Усинск`, спущен на воду 8 июня 2002 года. Стоимость каждого из таких судов оценивается в $40 млн.
Однако финансовые потоки от НК
`ЛУКОЙЛ` в ближайшее время иссякнут: еще пять танкеров усиленного ледового класса нефтяники решили построить на верфях компании MTW в Висмаре (Германия).
Правда, пока место `ЛУКОЙЛ` на `Адмиралтейских верфях` занимает компания `Совкомфлот`, которая собирается строить серию танкеров. Недавно первое наливное судно было заложено именно на `Адмиралтейских верфях`.
В `Совкомфлоте` обещали, что здесь построят, по крайней мере, 2 танкера дедвейтом 47,4 тыс. тонн для экспорта нефти, идущей по Балтийской трубопроводной системе через порт Приморск. Окончание строительства - март 2004 года. Стоимость каждого из судов около $30 млн.
Заметим, что `Совкомфлот` хочет построить 16 танкеров усиленного ледового класса общей стоимостью $600 млн. Около 30% этих средств `Совкомфлот` выделит из собственной прибыли, а остальное привлечет в виде кредитов. И где именно разместят заказы, пока не сообщалось. По данным Минтранса РФ, половина заказов на постройку судов может достаться российским судостроителям...
Так же неопределенными выглядят планы компании `Роснефть`, которая обещает разместить заказы на строительство 3 судов ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн на ОАО `Балтийский завод` (стоимостью по $55-60 млн).
`Роснефть` нуждается в танкерах для перевозки нефти с месторождений Сахалина и Приразломного месторождения на шельфе Баренцева моря.
Вслед за ней в НК `ЛУКОЙЛ` взялись за разработку проекта танкера усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн - этим занимаются в ФГУП `ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова`, и к осени в институте уже планируют завершить заказ. Подобными танкерами, вероятно, пополнит флот ОАО `Мурманское морское пароходство`, подконтрольное `ЛУКОЙЛу`.
Появились планы обновления флота и у `Северного морского пароходства`, крупный пакет акций которого также контролирует `ЛУКОЙЛ`. И все-таки точного ответа, где именно разместят заказы на подобные танкеры, нет. У нефтяников большие сомнения, что российские судостроители способны их выполнить в соответствии с международными конвенциями...
Вероятно, на решение нефтяников также повлияют условия кредитования судостроительных заказов. В России практически нет банков, способных их обслуживать. Пока известны лишь два прецедента выделения крупных кредитов. Первый - действующая кредитная линия Сбербанка РФ для строительства универсальных сухогрузов на Северной верфи и недавнее соглашение банка `Петрокоммерц` с ОАО `ЛУКОЙЛ-
Арктик-Танкер` о кредитах до $28 млн на 3 года для строительства танкеров класса `река-море`.
Заказы разместят на Волгоградском судостроительном заводе и ГУП `Адмиралтейские верфи` в Петербурге. И все же финансовые ресурсы даже Сбербанка небезграничны, а `Петрокоммерц` изыскал средства, образовав кредитный пул.
НПК надеется на военных моряков
Еще один крупный донор петербургских судостроителей - ОАО `Северо-Западное пароходство`. По неофициальным данным, холдинговая компания `Новые программы и концепции` (НПК) приобрела акции пароходства в первую очередь для обеспечения работой полностью подконтрольного ей ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь`.
Именно туда сейчас сделаны крупные финансовые инъекции НПК: создается корпоративная информационная система управления производством, внедряются CALS-технологии, обеспечивающие электронную поддержку всех этапов создания судна. Реконструируется крытый эллинг на 4 стапельных места, модернизируется оборудование для сварки и резки металла. В середине 1999 года на верфи была внедрена система качества на основе международного стандарта ISO-9002, на которую получены сертификат соответствия Союза по сертификации системы `Оборонсертифика` и сертификат норвежского бюро Веритас BVQi.
Завершено создание новой транспортно-логистической системы обеспечения сборочно-сварочного производства корпусными конструкциями, что позволяет укрупнить судовые секции, сократить стапельный период постройки судов и снизить расходы.
Вместе с ФГУП `ЦНИИ технологий судостроения` разрабатывается ТЭО строительства нового корпусообрабатывающего цеха с учетом перехода на крупногабаритный листовой и профильный металлопрокат, наращиваются объемы производства за счет внедрения новых технологий и оборудования. Строительство этого цеха планируется осуществить как первый этап создания современного судостроительного комплекса...
`Северная верфь` рассчитывает также на размещение солидных заказов ВМФ РФ. Однако на них надеются и другие судостроительные заводы: без них, как и без подпитки заказами от иностранных военных флотов (Индия, Китай), петербургские судостроители чувствовали бы себя неуверенно.
Ведь заказов на торговые суда из-за рубежа практически нет, а то, что есть, в основном заказы на корпусные работы с последующей отделкой на иностранных верфях. Это означает, что основная маржа остается не в России, а за рубежом. Типичный пример в этом смысле - заказ скоростного судна Linda Express на 300 пассажиров судоходной компанией Lindaliinid в Петербурге для обслуживания рейсов между Таллином и Хельсинки...
Ситуация неустойчива
Итак, ситуация на ближайшую перспективу у петербургских судостроителей выглядит благополучной. А вот дальнейшая их судьба - в тумане. Чтобы отвести сгущающиеся тучи, в 2002-2003 гг. требуется выработать специальную программу, которая бы позволила отрасли сконцентрировать ресурсы для модернизации, чтобы соответствовать изменяющимся конкурентным условиям на мировом рынке. Какой она должна быть - тема следующей статьи.
|