Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Портфели судостроителей в финансовом тумане - ЭиВ N 31 (418)
ТРАНСПОРТ
Портфели судостроителей в финансовом тумане
No. 31 (418) 12.08.2002
Борис УШАКОВ
Судьба отечественного судостроения беспокоит российские власти. Однако и по сей день базы для кардинального решения проблем так и не создано



В мае 2002 года вопрос о ситуации в судостроении Петербурга рассматривался на заседании городской администрации. Во многом за счет поступлений из этой отрасли в январе-марте 2002-го объем промышленного производства в городе достиг отметки в 41,1 млрд руб. (+29,4% по сравнению с аналогичным периодом 2001-го).

Именно в это время были завершены крупные долгосрочные заказы на предприятиях энергомашиностроения и судостроения, что обеспечило рост промышленного производства в тяжелой промышленности в 1,5 раза.

На заседании говорилось также о том, что портфель заказов петербургских судостроителей на ближайшие несколько лет сформирован во многом благодаря военным заказам из-за рубежа.



`ЛУКОЙЛ` и `Совкомфлот`

смотрят за рубеж

Проявляют интерес к обновлению флота и некоторые российские компании, которые, по сути, стали донорами петербургских заводов. В первую очередь это НК `ЛУКОЙЛ`, заказавшая серию танкеров усиленного ледового класса. Последнее судно, из пяти дедвейтом по 20 тыс. тонн, построенное на ГУП `Адмиралтейские верфи`, - танкер `Усинск`, спущен на воду 8 июня 2002 года. Стоимость каждого из таких судов оценивается в $40 млн.

Однако финансовые потоки от НК

`ЛУКОЙЛ` в ближайшее время иссякнут: еще пять танкеров усиленного ледового класса нефтяники решили построить на верфях компании MTW в Висмаре (Германия).

Правда, пока место `ЛУКОЙЛ` на `Адмиралтейских верфях` занимает компания `Совкомфлот`, которая собирается строить серию танкеров. Недавно первое наливное судно было заложено именно на `Адмиралтейских верфях`.

В `Совкомфлоте` обещали, что здесь построят, по крайней мере, 2 танкера дедвейтом 47,4 тыс. тонн для экспорта нефти, идущей по Балтийской трубопроводной системе через порт Приморск. Окончание строительства - март 2004 года. Стоимость каждого из судов около $30 млн.

Заметим, что `Совкомфлот` хочет построить 16 танкеров усиленного ледового класса общей стоимостью $600 млн. Около 30% этих средств `Совкомфлот` выделит из собственной прибыли, а остальное привлечет в виде кредитов. И где именно разместят заказы, пока не сообщалось. По данным Минтранса РФ, половина заказов на постройку судов может достаться российским судостроителям...

Так же неопределенными выглядят планы компании `Роснефть`, которая обещает разместить заказы на строительство 3 судов ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн на ОАО `Балтийский завод` (стоимостью по $55-60 млн).

`Роснефть` нуждается в танкерах для перевозки нефти с месторождений Сахалина и Приразломного месторождения на шельфе Баренцева моря.

Вслед за ней в НК `ЛУКОЙЛ` взялись за разработку проекта танкера усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн - этим занимаются в ФГУП `ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова`, и к осени в институте уже планируют завершить заказ. Подобными танкерами, вероятно, пополнит флот ОАО `Мурманское морское пароходство`, подконтрольное `ЛУКОЙЛу`.

Появились планы обновления флота и у `Северного морского пароходства`, крупный пакет акций которого также контролирует `ЛУКОЙЛ`. И все-таки точного ответа, где именно разместят заказы на подобные танкеры, нет. У нефтяников большие сомнения, что российские судостроители способны их выполнить в соответствии с международными конвенциями...

Вероятно, на решение нефтяников также повлияют условия кредитования судостроительных заказов. В России практически нет банков, способных их обслуживать. Пока известны лишь два прецедента выделения крупных кредитов. Первый - действующая кредитная линия Сбербанка РФ для строительства универсальных сухогрузов на Северной верфи и недавнее соглашение банка `Петрокоммерц` с ОАО `ЛУКОЙЛ-

Арктик-Танкер` о кредитах до $28 млн на 3 года для строительства танкеров класса `река-море`.

Заказы разместят на Волгоградском судостроительном заводе и ГУП `Адмиралтейские верфи` в Петербурге. И все же финансовые ресурсы даже Сбербанка небезграничны, а `Петрокоммерц` изыскал средства, образовав кредитный пул.



НПК надеется на военных моряков

Еще один крупный донор петербургских судостроителей - ОАО `Северо-Западное пароходство`. По неофициальным данным, холдинговая компания `Новые программы и концепции` (НПК) приобрела акции пароходства в первую очередь для обеспечения работой полностью подконтрольного ей ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь`.

Именно туда сейчас сделаны крупные финансовые инъекции НПК: создается корпоративная информационная система управления производством, внедряются CALS-технологии, обеспечивающие электронную поддержку всех этапов создания судна. Реконструируется крытый эллинг на 4 стапельных места, модернизируется оборудование для сварки и резки металла. В середине 1999 года на верфи была внедрена система качества на основе международного стандарта ISO-9002, на которую получены сертификат соответствия Союза по сертификации системы `Оборонсертифика` и сертификат норвежского бюро Веритас BVQi.

Завершено создание новой транспортно-логистической системы обеспечения сборочно-сварочного производства корпусными конструкциями, что позволяет укрупнить судовые секции, сократить стапельный период постройки судов и снизить расходы.

Вместе с ФГУП `ЦНИИ технологий судостроения` разрабатывается ТЭО строительства нового корпусообрабатывающего цеха с учетом перехода на крупногабаритный листовой и профильный металлопрокат, наращиваются объемы производства за счет внедрения новых технологий и оборудования. Строительство этого цеха планируется осуществить как первый этап создания современного судостроительного комплекса...

`Северная верфь` рассчитывает также на размещение солидных заказов ВМФ РФ. Однако на них надеются и другие судостроительные заводы: без них, как и без подпитки заказами от иностранных военных флотов (Индия, Китай), петербургские судостроители чувствовали бы себя неуверенно.

Ведь заказов на торговые суда из-за рубежа практически нет, а то, что есть, в основном заказы на корпусные работы с последующей отделкой на иностранных верфях. Это означает, что основная маржа остается не в России, а за рубежом. Типичный пример в этом смысле - заказ скоростного судна Linda Express на 300 пассажиров судоходной компанией Lindaliinid в Петербурге для обслуживания рейсов между Таллином и Хельсинки...



Ситуация неустойчива

Итак, ситуация на ближайшую перспективу у петербургских судостроителей выглядит благополучной. А вот дальнейшая их судьба - в тумане. Чтобы отвести сгущающиеся тучи, в 2002-2003 гг. требуется выработать специальную программу, которая бы позволила отрасли сконцентрировать ресурсы для модернизации, чтобы соответствовать изменяющимся конкурентным условиям на мировом рынке. Какой она должна быть - тема следующей статьи.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru