Запреты на въезд российских грузовиков, не соответствующих стандартам Финляндии, и ограничения по весу их автопоездов практически не отразились на динамике роста объемов внешнеторговых грузоперевозок через автомобильные пункты пропуска (АПП) Ленинградской области. На них в целом приходится 20,1% перевозок всех российских внешнеэкономических грузов, включая 18,3% - импорта и 23,4% - экспорта.
Через АПП Ленобласти проходят практически все внешнеэкономические грузы клиентов, зарегистрированных на территории этого субъекта Федерации (94,5%), и половина товаров с адресатами в Петербурге, доставляемых автоперевозчиками.
В целом за 9 месяцев 2002 года, по данным администрации Ленинградской области, грузопотоки увеличились по импорту до 1,9 млн тонн (+16% к аналогичному периоду 2001-го) и по экспорту до 1,2 млн тонн (+1,8%).
В последнее время до 3,4% снизилась доля импорта, который следовал для `растаможки` в Москву, а доля импорта, адресованного в Петербург, наоборот, увеличилась до 31,2%. Несколько изменилась и структура импорта. Если раньше на первом месте был ввоз в Россию продовольствия, то теперь чаще всего на грузовиках ввозят машины и оборудование (19,4%) и химсоединения (16,8%).
Последнее, кстати, указывает на то, что в Ленобласть стало больше поступать зарубежных лекарств. Торговля ими сейчас один из самых доходных видов бизнеса. Продукты питания, соответственно, оказались на третьем месте (14,1%).
Основные товары экспорта из области - древесина (83,4%) и металлы (4,3%). Любопытно, что экспортеры гораздо чаще предпочитают отправлять за рубеж свой товар на автомашинах из Ленобласти (77,7%), чем из Петербурга (8,5%).
Увеличилась доля перевозок, выполненных российскими перевозчиками через АПП `Брусничное` (73,1% от всех перевозок), через АПП `Торфяновка` (76,3%), а вот через АПП `Ивангород` и `Светогорск` ездят в основном иностранцы (российских перевозчиков соответственно 14,8% и 26,9%). Из-за этого в целом при обслуживании экспортно-импортных потоков Ленобласти вновь стали доминировать иностранцы: они доставляют 65% экспорта и 82% импорта.
Отчасти сказалась экспансия на российский рынок автоперевозок эстонцев и белорусов. Отчасти - политика финских властей, благодаря которым российские перевозчики вынуждены совершать столько же рейсов, сколько и их финские коллеги, однако при этом брать на борт меньше грузов.
Еще одна возможная причина - переключение части российских автомашин на азиатские направления, где выше доходы и меньше доля потерь времени на пересечение АПП.
Через АПП Ленобласти за 9 месяцев проследовало 906,9 тыс. пассажиров (+11,9%). Удельный вес российских перевозчиков в этом секторе транспортных услуг сократился до 45,7%. Это произошло в основном за счет выбытия части российских автобусов с эстонского направления, где перешли на евростандарт двигателей внутреннего сгорания.
А ведь именно через АПП `Ивангород` и осуществляются основные пассажирские перевозки по регулярным международным маршрутам (это около 70% от общего количества автобусов, пересекающих границу). На российско-финском направлении преобладают нерегулярные перевозки по заказам турфирм.
|