Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Плацдарм для освоения Арктики - ЭиВ N 0 (0)
Деловая карта России
Плацдарм для освоения Арктики
14.10.2012
ТЕКСТ: ЕВГЕНИЙ УТКИН, ФОТО: ИНТЕРПРЕСС
В ближайшее десятилетие, согласно планам российского руководства, должна быть расширена ресурсная база углеводородов в Арктической зоне страны. И ведущую роль в деле освоения северных территорий нашей страны может сыграть экономика Ненецкого автономного округа, географическое расположение которого наиболее выгодно для этого
Стать опорной базой в стратегическом освоении ресурсов углеводородов Арктики Ненецкий автономный округ может хотя бы в связи со структурой экономики региона. Согласно официальным данным, 98% в структуре промышленного производства округа занимает топливно-добывающая промышленность.

На территории НАО открыто 90 месторождений углеводородов, запасы нефти, по расчетам экспертов, составляют 1,2 млрд тонн, запасы газа — более 500 млрд кубических метров. При этом принципиальной отличительной особенностью НАО по сравнению с перспективными и еще слабо освоенными нефтегазоносными районами Восточной Сибири (Иркутская область, Республика Саха) является низкая степень выработанности запасов (по нефти — менее 15%, по газу — менее 1%) наряду с высокой степенью изученности нефтегазоносных площадей. Так что большой потенциал для развития нефте- и газодобывающей отрасли в этом регионе есть.

Очевидно, что для развития Ненецкого автономного округа в целом и добывающей отрасли в частности особо важна мощная поддерживающая инфраструктура (транспортные сети, газопроводы, система электроснабжения и многое другое).

Именно для этих целей руководство НАО определило ряд крупных инвестиционных проектов:

• освоение крупной Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей;

• развитие Северного морского пути;

• формирование шельфовой инфраструктуры на базе освоения Приразломного нефтяного месторождения;

• развитие Варандейского отгрузочного терминала;

• развитие наземной трубопроводной системы.



Индига — опорный пункт северо-востока России

Уже сейчас в рамках проекта «Печора СПГ» ведется подготовка к разработке Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Для транспортировки добытого сырья планируется строительство газопровода от месторождений до поселка Индига, в котором планируется строительство завода по сжижению природного газа. Оттуда сжиженный газ будет поставляться потребителям на специальных судах. Для этого в Индиге будет возведен морской терминал. Дело в том, что устье одноименной реки, на которой стоит поселок, практически не замерзает в суровые полярные зимы, что создает благоприятные условия для строительства порта.

При этом согласно проектам к 2030 году будет проложена железнодорожная ветка, которая соединит Индигу с Сосногорском (в Республике Коми). Таким образом, с учетом железной дороги и многопрофильного морского порта, поселок Индига превратится в опорный транспортный пункт всего северо-востока европейской части России.

По предварительным подсчетам экономистов, потенциальная грузообразующая база района тяготения поселка Индига может составить от 15 млн тонн в 2016 г. до 120 млн тонн в 2030 г.

Именно поэтому строительство многопрофильного морского порта-хаба в Индиге и прокладка железнодорожной ветки Индига — Сосногорск весьма и весьма актуальны для развития региона.



Амдерма — будущая столица Севморпути

Сегодня в поселке Амдерма проживает менее 500 человек (в 1980-е годы там проживало более пяти тысяч). Но при этом здесь существует развитая инфраструктура, необходимая для жизнеобеспечения и осуществления хозяйственной деятельности, имеется структурное подразделение гидрометеорологической службы, в перспективе планируется размещение сил МЧС России. Именно поэтому Амдерма рассматривается сейчас как будущая столица Северного морского пути.

Конечно, прежде всего привлекают сторонников развития поселка Амдерма его географические особенности: всего в 15 км от населенного пункта располагается бухта Морозова, отличное естественное укрытие для кораблей, обслуживающих Севморпуть.

Намечено строительство железной дороги Воркута — Усть-Кара. Скорее всего, она будет продлена до поселка Амдерма, находящегося на побережье Карского моря, в восточной части Югорского полуострова. На сегодняшний день ближайшая железнодорожная станция находится в 270 километрах, в Воркуте. Однако в поселке имеется действующий аэродром и морской порт.

Все эти уникальные свойства Амдермы при необходимой поддержке со стороны властей и бизнеса могут способствовать тому, что поселок станет опорной точкой при освоении шельфовых месторождений, а также превратится в важнейший транспортный узел на стратегической линии Северного морского пути.

«Я убежден, — заявил в одном из своих докладов губернатор Игорь Федоров, — что администрация Севморпути, ее командный пункт должны находиться не на периферии Арктической зоны Российской Федерации, а в ее сердце — поселке Амдерма Ненецкого автономного округа».



Прорыв транспортной блокады

В планах руководства Ненецкого автономного округа развитие автомобильного сообщения с соседними регионами. Первоочередной задачей в этом отношении является завершение строительства автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск (Республика Коми), по которой машины смогут проехать как в зимнее, так и в летнее время года.

Реконструкция должна затронуть и транспортные звенья столицы Ненецкого автономного округа — города Нарьян-Мар. В частности, планируется комплексная реконструкция аэропортового комплекса, а также реконструкция морского торгового порта.

При реализации всех намеченных планов по развитию транспортных связей и узлов будет создана постоянная и эффективная связь с «материком», будет открыт доступ как к старым, так и к новым месторождениям полезных ископаемых, что привлечет массу инвесторов и также поспособствует более активному развитию региона.

Как заявил Игорь Федоров, развитие транспортной инфраструктуры «превращает сотни месторождений полезных ископаемых Ненецкого автономного округа, ранее запертых на огромных пространствах тундры и тайги, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов — как отечественных, так и иностранных».

Планы развития транспортной инфраструктуры разрабатываются в соответствии с идеями по развитию энергетической отрасли, связанной с электроснабжением региона. Руководством Ненецкого автономного округа разработана и утверждена Долгосрочная целевая программа развития энергетического комплекса региона. Согласно данной программе, во многих населенных пунктах (в первую очередь в Индиге и Амдерме) будут установлены современные ветродизельные электростанции. При этом учитывается, что с развитием Северного морского пути потребность в электроэнергии вырастет.

Поэтому электростанции будут установлены, что называется, с запасом. На создание таких электростанций в ближайшие годы запланированы инвестиции в размере 820 млн рублей.

Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Ненецкого автономного округа — задача не только регионального масштаба. Такие проекты, как развитие поселков Индига и Амдерма, находящихся на Северном морском пути и на потенциальных маршрутах транспортировки полезных ископаемых (в том числе углеводородов), по значимости выходят за границы не только родного автономного округа, не только за границы Архангельской области, в состав которой входит НАО, но и за границы всего Северо-Западного федерального округа. Как считают в руководстве Ненецкого автономного округа, развитие НАО — задача федерального уровня и важнейшее звено в деле освоения Арктики.
Другие материалы рубрики
Деловая карта России
09.02.22От издателя
От COVID-19 устали все. Но никто не может себе позволить игнорировать последствия пандемии для людей и экономики. При этом важно понимать, где коронавирус лишь усилил давно обозначившиеся тренды, а где — действительно вызвал реальные изменения, которые так по-разному проявились в отдельных регионах и странах.
15.10.14Правительство лояльных
Георгий Полтавченко уже преодолел экватор пятилетнего губернаторского срока и не исключено, что будет избираться напрямую уже в сентябре этого года. Но его администрацию продолжают сотрясать кадровые перестановки. На ключевые посты он расставляет людей, знакомых ему по службе в КГБ, налоговой полиции или работе в полпредстве Центрального федерального округа. Однако в начале апреля ему пришлось фактически отправить в почетную отставку своего ближайшего сподвижника — вице-губернатора Игоря Дивинского, а с начала года несколько ключевых вице-губернаторов ушли в отставку и найти им замену губернатор так и не смог. Кадровый кризис в Смольном перед возможными выборами губернатора отнюдь не на руку Георгию Полтавченко, считают эксперты
14.10.12Северная экзотика
Необычное географическое расположение округа, а также его уникальная история позволяют развивать экономику не только за счет добычи полезных ископаемых. Руководство НАО обратило внимание на туристический потенциал региона. Экзотика севера, по мнению чиновников, может привлечь большое число туристов, и не только из России
14.10.12Жемчужина за Полярным кругом
В первом русском городе на Крайнем Севере, на месте исчезнувшего Пустозерска, недалеко от Нарьян-Мара создается историко-культурный центр, археологический музей под открытым небом с демонстрацией раскопок, туристическими маршрутами и т. д. Открытие музея — один из шагов активных действий, предпринимаемых администрацией округа по развитию внутреннего и въездного туризма в северном регионе.
14.10.12Северные ветра могут согреть
Если не исправить ситуацию полностью, то по крайне мере облегчить жизнь НАО может альтернативная энергетика. Характерные для этой местности высокие среднегодовые ветра буквально заставляют развивать добычу электричества с помощью ветрогенераторов
14.10.12Дорога жизни. Зима ждать не будет
Северный завоз можно образно сравнить с Дорогой жизни. Более 13 тысяч тонн дизельного топлива, примерно столько же кубометров дров и более 33 тысяч тонн каменного угля нужно завезти во все населенные пункты 19 муниципальных образований Ненецкого автономного округа за короткое северное лето
14.10.12Расстояние лечению не помеха
НАО — разбросанные на сотни километров населенные пункты. Помощь к заболевшему человеку может прийти слишком поздно. Телемедицина дает возможность получить консультацию в сложных условиях у высококвалифицированных специалистов; передать на «большую землю» данные, благодаря которым можно с большей уверенностью поставить диагноз
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru