Стать опорной базой в стратегическом освоении ресурсов углеводородов Арктики Ненецкий автономный округ может хотя бы в связи со структурой экономики региона. Согласно официальным данным, 98% в структуре промышленного производства округа занимает топливно-добывающая промышленность.
На территории НАО открыто 90 месторождений углеводородов, запасы нефти, по расчетам экспертов, составляют 1,2 млрд тонн, запасы газа — более 500 млрд кубических метров. При этом принципиальной отличительной особенностью НАО по сравнению с перспективными и еще слабо освоенными нефтегазоносными районами Восточной Сибири (Иркутская область, Республика Саха) является низкая степень выработанности запасов (по нефти — менее 15%, по газу — менее 1%) наряду с высокой степенью изученности нефтегазоносных площадей. Так что большой потенциал для развития нефте- и газодобывающей отрасли в этом регионе есть.
Очевидно, что для развития Ненецкого автономного округа в целом и добывающей отрасли в частности особо важна мощная поддерживающая инфраструктура (транспортные сети, газопроводы, система электроснабжения и многое другое).
Именно для этих целей руководство НАО определило ряд крупных инвестиционных проектов:
• освоение крупной Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей;
• развитие Северного морского пути;
• формирование шельфовой инфраструктуры на базе освоения Приразломного нефтяного месторождения;
• развитие Варандейского отгрузочного терминала;
• развитие наземной трубопроводной системы.
Индига — опорный пункт северо-востока России
Уже сейчас в рамках проекта «Печора СПГ» ведется подготовка к разработке Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Для транспортировки добытого сырья планируется строительство газопровода от месторождений до поселка Индига, в котором планируется строительство завода по сжижению природного газа. Оттуда сжиженный газ будет поставляться потребителям на специальных судах. Для этого в Индиге будет возведен морской терминал. Дело в том, что устье одноименной реки, на которой стоит поселок, практически не замерзает в суровые полярные зимы, что создает благоприятные условия для строительства порта.
При этом согласно проектам к 2030 году будет проложена железнодорожная ветка, которая соединит Индигу с Сосногорском (в Республике Коми). Таким образом, с учетом железной дороги и многопрофильного морского порта, поселок Индига превратится в опорный транспортный пункт всего северо-востока европейской части России.
По предварительным подсчетам экономистов, потенциальная грузообразующая база района тяготения поселка Индига может составить от 15 млн тонн в 2016 г. до 120 млн тонн в 2030 г.
Именно поэтому строительство многопрофильного морского порта-хаба в Индиге и прокладка железнодорожной ветки Индига — Сосногорск весьма и весьма актуальны для развития региона.
Амдерма — будущая столица Севморпути
Сегодня в поселке Амдерма проживает менее 500 человек (в 1980-е годы там проживало более пяти тысяч). Но при этом здесь существует развитая инфраструктура, необходимая для жизнеобеспечения и осуществления хозяйственной деятельности, имеется структурное подразделение гидрометеорологической службы, в перспективе планируется размещение сил МЧС России. Именно поэтому Амдерма рассматривается сейчас как будущая столица Северного морского пути.
Конечно, прежде всего привлекают сторонников развития поселка Амдерма его географические особенности: всего в 15 км от населенного пункта располагается бухта Морозова, отличное естественное укрытие для кораблей, обслуживающих Севморпуть.
Намечено строительство железной дороги Воркута — Усть-Кара. Скорее всего, она будет продлена до поселка Амдерма, находящегося на побережье Карского моря, в восточной части Югорского полуострова. На сегодняшний день ближайшая железнодорожная станция находится в 270 километрах, в Воркуте. Однако в поселке имеется действующий аэродром и морской порт.
Все эти уникальные свойства Амдермы при необходимой поддержке со стороны властей и бизнеса могут способствовать тому, что поселок станет опорной точкой при освоении шельфовых месторождений, а также превратится в важнейший транспортный узел на стратегической линии Северного морского пути.
«Я убежден, — заявил в одном из своих докладов губернатор Игорь Федоров, — что администрация Севморпути, ее командный пункт должны находиться не на периферии Арктической зоны Российской Федерации, а в ее сердце — поселке Амдерма Ненецкого автономного округа».
Прорыв транспортной блокады
В планах руководства Ненецкого автономного округа развитие автомобильного сообщения с соседними регионами. Первоочередной задачей в этом отношении является завершение строительства автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск (Республика Коми), по которой машины смогут проехать как в зимнее, так и в летнее время года.
Реконструкция должна затронуть и транспортные звенья столицы Ненецкого автономного округа — города Нарьян-Мар. В частности, планируется комплексная реконструкция аэропортового комплекса, а также реконструкция морского торгового порта.
При реализации всех намеченных планов по развитию транспортных связей и узлов будет создана постоянная и эффективная связь с «материком», будет открыт доступ как к старым, так и к новым месторождениям полезных ископаемых, что привлечет массу инвесторов и также поспособствует более активному развитию региона.
Как заявил Игорь Федоров, развитие транспортной инфраструктуры «превращает сотни месторождений полезных ископаемых Ненецкого автономного округа, ранее запертых на огромных пространствах тундры и тайги, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов — как отечественных, так и иностранных».
Планы развития транспортной инфраструктуры разрабатываются в соответствии с идеями по развитию энергетической отрасли, связанной с электроснабжением региона. Руководством Ненецкого автономного округа разработана и утверждена Долгосрочная целевая программа развития энергетического комплекса региона. Согласно данной программе, во многих населенных пунктах (в первую очередь в Индиге и Амдерме) будут установлены современные ветродизельные электростанции. При этом учитывается, что с развитием Северного морского пути потребность в электроэнергии вырастет.
Поэтому электростанции будут установлены, что называется, с запасом. На создание таких электростанций в ближайшие годы запланированы инвестиции в размере 820 млн рублей.
Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Ненецкого автономного округа — задача не только регионального масштаба. Такие проекты, как развитие поселков Индига и Амдерма, находящихся на Северном морском пути и на потенциальных маршрутах транспортировки полезных ископаемых (в том числе углеводородов), по значимости выходят за границы не только родного автономного округа, не только за границы Архангельской области, в состав которой входит НАО, но и за границы всего Северо-Западного федерального округа. Как считают в руководстве Ненецкого автономного округа, развитие НАО — задача федерального уровня и важнейшее звено в деле освоения Арктики. |