Термин «северный завоз» не совсем верный. Название сложилось традиционно. Правильнее говорить о предварительном завозе топлива в районы Крайнего Севера. От того, как он пройдет, зависит прежде всего само существование северных городов и поселков, где нет прямой связи с Большой землей. Три летних месяца — это тот отрезок времени, когда во все прибрежные населенные пункты региона доставляются продукты, товары первой необходимости, дрова, уголь, бензин.
Заполярное лето ошибок не прощает. Срыв поставок топлива — это для Севера самая чрезвычайная из чрезвычайных ситуаций.
Поэтому начало июня для работников всех структур, отвечающих за северный завоз, — период ответственный и крайне нервный.
Повлиять на выполнение северного завоза не только профессионализм организаторов, но и природные условия. И боевые сводки о доставке горючего груза зависят от ситуации на погодном фронте. Водные артерии, по которым доставляются грузы, очень мелководны, большая вода стоит не более двух-трех недель.
Завоз топлива по малым рекам обычно начинается в конце мая — первых числах июня. Как только реки становятся судоходными, первые баржи с грузом из Республики Коми отправляются в Хорей-Вер, Харуту, Коткино, Лабожское, Оксино, Тошвиску.
Затем горючее направляют в районы Белого моря: окружные села Шойна и Несь. После топливом снабжается район Чешской губы: Нижняя Пеша, Ома и другие. Ближе к августу снабжается восточная часть округа — Амдерма, Каратайка, Усть-Кара, Варнек, Бугрино. Именно в это время погодные условия для завоза по морю наиболее благоприятны.
Не только погода
В последнее десятилетие прошлого века главной проблемой было финансирование северного завоза. Регион был дотационным, и время до очередного транша из Москвы отсчитывали чуть ли не по часам. Затем экономическая ситуация выровнялась. Систему наладили и обкатали.
Возникла новая проблема. Ненецкому автономному округу пришлось отказаться от отлаженной и существовавшей десятилетиями централизованной системы завоза топлива. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в конце 2006 года организация северного завоза была передана только что образованному Заполярному району. В Москве решили, что муниципальные образования сами, без участия региональных властей, способны обеспечивать себя дровами и углем.
Полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом закон возлагает на муниципальные образования поселений. Но их главы, понимая, что объективно эта задача практически невыполнима, делегировали свои полномочия району. В кратчайшие сроки администрация Заполярного района разработала схему осуществления северного завоза, сбора информации об объемах поставляемого топлива и масел.
В том же 2006 году Заполярному району округ передал в собственность ГУП НАО «Окржилкомсервис» предприятие с долгами более 120 млн рублей. В настоящее время оно переименовано в муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис». Были проведены определенные мероприятия по улучшению материально-технической базы ЖКХ, ликвидирована задолженность. Поставки топлива с помощью окружных властей прошли в срок и в полном объеме.
Дело наладилось. Но с января 2008 года полномочие по северному завозу было передано в Архангельскую область. В 2008 и 2009 годах обязательства по своевременности и полноте финансирования завоза нефтепродуктов, угля и дров исполнялись областным бюджетом четко. А вот запланированная сумма в 644,7 млн рублей на 2010 год из областного бюджета была исключена. Пришлось срочно договариваться с Министерством финансов РФ о выделении субсидий Архангельской области из фонда сбалансированности регионов в сумме более 480 млн рублей на обеспечение ненецкого северного завоза.
Вошли в русло
Сейчас районное предприятие «Севержилкомсервис» организует северный завоз и несет основную нагрузку в сфере жилищно-коммунального хозяйства в поселениях. Вместо бюджетного финансирования северного завоза стоимость топлива заложена в тарифы предприятий, которые предоставляют тепло- и электроэнергию. «Севержилкомсервис» — основное предприятие, закупающее топливо.«Севержилкомсервис» — предприятие муниципальное, поэтому его собственник обязан согласовывать все крупные сделки, а почти все сделки по завозу топлива в населенные пункты округа подпадают под эту категорию. Это предприятие собирает средства с потребителей энергии и на них закупает все необходимое для производства энергии. Сегодня многие поставщики поставляют топливо без предоплаты и даже без аванса — оплата производится по факту поставки.
Раньше, по сути дела, никто ни за что не отвечал. Получили деньги из бюджета, провели конкурсы. Кто эти конкурсы выиграл — с того и спрос. При этом нельзя было заранее узнать, кто победит.
Печальные примеры несовершенства такой системы сплошь и рядом видны в строительстве. Если недобросовестный подрядчик не построил здание — это еще можно пережить. А вот если не завезут топливо — ситуация может сложиться катастрофическая.
Теперь, считает руководство Заполярного района, процесс стал гораздо надежнее — есть один ответственный. Предприятие «Севержилкомсервис» создано для выполнения этих услуг, и именно оно отвечает перед администрацией Заполярного района. Как коммерческое предприятие оно не связано жесткими условиями проведения конкурсов и может самостоятельно выбирать поставщиков, учитывая их возможности, надежность, опыт работы, наличие флота и подготовленных кадров. А со стороны администрации Заполярного района контроль осуществляет комиссия.
Почти все поставщики остались прежними: это те, кто уже много лет участвует в поставках топлива в округ. Никого из новых, неизвестных не появилось. Желающие были, подавали заявки, но при рассмотрении этих заявок оказалось, что у одних нет надежной финансовой базы, у других отсутствует лицензия и так далее.
Поставщики, естественно, хорошо знают особенности региона. И когда весна в 2012 году (как обычно) нагрянула неожиданно для многих, для них это неожиданностью не оказалось. Все работали без нервотрепки, по плану.
Каждый день «Севержилкомсервис» представлял в администрацию Заполярного района сводки по каждому населенному пункту, по каждому виду топлива, по каждому поставщику и даже по каждому теплоходу. Вполне возможно, что за процессом разгрузки скоро можно будет наблюдать из космоса. Рассматриваются вопросы по оснащению спецприборами даже коммунального транспорта, а теплоходы и баржи будут оснащены в первую очередь. Будем наблюдать за ходом северного завоза в режиме реального времени на мониторе компьютера.
Сейчас особенно актуальна задача экономии энергоресурсов. Цена всех видов топлива постоянно растет. Руководство округа и Заполярного района внедряет энергосберегающие технологии. Например, новые дизель-генераторы поставляются только со счетчиками расхода топлива.
Дизельное топливо от поставщиков принимается только по показаниям счетчика. Ставится задача экономно расходовать топливо и снижать затраты на производство тепловой и электроэнергии для потребителей. |