Россия, хотя и отстает от развитых стран в сфере электронных платежей, но движется в том же русле. Опрос, проведенный в прошлом году в Европе среди субъектов этого рынка, показал, что лидерами считаются платежные системы и мобильные операторы. В нашей стране в 2010 году, по официальным данным, создано 30 млн электронных кошельков. А в системе «QIWI Кошелек» в первом квартале этого года зарегистрировались 40 млн пользователей, правда, доля активных электронных плательщиков составляет тысячные доли процента.
Основные причины, сдерживающие развитие электронных платежей, — слишком жесткое госрегулирование, отсутствие четкого законодательства и слабое распространение Интернета в регионах России. Так, опрос журнала «Mobile review» показал, что 56% посещений Интернета происходит через dial-up технологии.
В России выпущено огромное количество пластиковых карт. Однако упорно россияне не хотят рассчитываться с их помощью за товары и услуги: в 2010-м с помощью карт двух международных систем прошло операций на 12 трлн руб., где 90% — снятие денег через банкоматы. В сфере электронных платежей наблюдается нечто подобное: покупатели предпочитают наличные. «Люди хотят видеть товар, поэтому платят наличными за доставку с курьером. Нужны гарантии доставки товара», — прокомментировал проблему вице-президент по маркетингу и развитию сети терминалов моментальной оплаты компании «QIWI» Максим Попов. Компании «Softkey» и «Nokia» смогли активизировать продажу программного обеспечения. В сети салонов связи «Nokia» поставили каталоги с ПО и показывали, как им пользоваться. Покупателям ПО тут же закачивали. Объемы продаж в сети салонов в итоге выросли баснословно.
Сам человек вправе выбрать канал проведения оплат, но надо учитывать специфику электронных платежей. В прошлом году операторы мобильной связи добились, чтобы оплачивались товары и покупки на сумму до 15 тыс. руб. В системе «Яндекс.Деньги» тоже возможно совершать такие покупки, но надо идентифицироваться — предоставить паспортные данные.
По мнению участников «круглого стола», с принятием закона о национальной платежной системе (проект прошел в Государственной Думе второе чтение) лимит платежей вырастет. «Если смотреть здраво, то микроплатежи ближе к тысячам, а не к десяткам тысяч рублей. Сам биллинг операторов настроен на небольшие суммы», — отметил директор по продуктам и развитию бизнеса компании «ВымпелКом» Виктор Маркелов. В целом, средний платеж в системе «Яндекс.Деньги» выше 600 руб., а в «QIWI Кошелек» — 400–800 руб. В терминалах «QIWI» за услуги платят больше, например, за авиабилеты, около 15 тыс. руб.
По мнению участников дискуссии, антагонизма между банками и другими субъектами дистанционного обслуживания клиентов нет. Вместе с тем, конкуренция заставляет тех и других предлагать новые сервисы. Несколько лет назад владелец пластиковой карты снимал наличные в банкомате и шел к терминалам платить за услуги, а теперь он это может сделать в том же банкомате.
Так, петербургский банк «СИАБ» сегодня предлагает услуги мобильного банкинга (Siab-Mobil) и интернет-банк (Siab-online), а также специальное приложение для смартфонов Apple iPhone и для смартфонов на платформе Android. Существуют и другие проекты, в том числе и по эмиссии предоплаченных виртуальных карт. Даже консервативный «Сбербанк» развивает свои каналы дистанционного обслуживания. «QIWI» планирует этим летом ввести оплату услуг и товаров в ресторанах, магазинах, аптеках. Ряд проектов уже тестируется. А «Билайн» готовит совместный проект с Master Card.
Пластиковую карту можно будет зарегистрировать на сайте «Билайн», по телефону или через банкомат (в разделе «Платежи с пластиковой картой»), а затем с мобильного телефона за счет средств на карте проводить платежи. Такой же проект «Билайн» запустил уже с картами Visa. «Яндекс.Деньги» успешно работает с «Альфа-банком»: деньги с карты переводятся на «Яндекс.Деньги». Электронными деньгами расплачиваются в социальных сетях, за домен, Skype (с ним у «Яндекс.Деньги» эксклюзивные отношения), пополняют счет на «Яндекс.Директ». Сдача отправляется на мобильный телефон.
Услуги должны быть не только ультрасовременными, но и массовыми. По словам Виктора Маркелова, как вариант консолидации можно рассматривать эмиссию виртуальных карт, привязанных к счету мобильного оператора. Пока, по мнению самих участников удаленного доступа, происходит разнонаправленное движение.
Будущее за бесконтактными платежами, утверждают эксперты. В этой связи уместно говорить о смещении акцентов в сторону мобильных и on-line платежей. А, следовательно, процесс чреват сокращением числа терминалов. И этому уже есть предпосылки: число транзакций в терминалах перестало расти. Правда, представители «QIWI» оценили эту ситуацию иначе, аргументируя тем, что просто стали реже платить, но зато большими суммами. «Слухи о смерти терминалов сильно преувеличены. Бизнес, куда вложены большие деньги, должен трансформироваться. Поэтому мы и добавляем сервисы», — разъяснил вице-президент по коммерции сети терминалов «QIWI» Александр Агаков.
Сервисы растут, но и комиссии тоже. Они доходят в терминалах до 10% (за сотовую связь). По словам менеджеров «QIWI», накрутки обусловлены дорогой арендой площадей: она в 15 раз больше, чем для фотосалонов и салонов цветов. Также они сослались на рост тарифов сотовых операторов. Для того чтобы не снижать маржу, компания вынуждена отыгрываться на своих клиентах.
МНЕНИЯ
Александр Агаков,
вице-президент по коммерции сети терминалов «QIWI»
— Слухи о смерти терминалов сильно преувеличены. Бизнес, куда вложены большие деньги, должен трансформироваться. Поэтому мы и добавляем новые сервисы. Как владельцы бизнеса мы должны постоянно думать о том, какие продукты добавлять, чтобы выиграть, мы должны переходить на новый формат.
Виктор Маркелов,
директор по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелKом»
— Необходимо находить решения, которые были бы привязаны к единой основе, чтобы получить эффект массового внедрения. Операторы связи уже накопили большой опыт в мобильной коммерции и могут достаточно эффективно работать прежде всего в области микроплатежей, в том числе микрокредитов, не отнимая клиентов у банков. Клиент сам решит, какую покупку лучше сделать банковской картой, а какую — с мобильника.
Иван Кузнецов,
руководитель проекта «NFC» Инфокоммуникационного союза
— Успех массового внедрения мобильных платежных сервисов во многом будет зависеть от того, насколько эффективно смогут договориться между собой основные игроки рынка, будет ли найдена устраивающая всех бизнес-модель. Наиболее перспективной сферой внедрения мобильных бесконтактных платежей и, в частности, технологии NFC, является общественный транспорт. Именно эту цель ставит перед собой созданный в прошлом году проект «NFC» Инфокоммуникационного Союза.
Олег Золотарев,
генеральный директор ООО «Технологии процессинга»
— В ближайшие годы можно ожидать массового внедрения бесконтактных мобильных сервисов, в частности на основе NFC. Если до недавнего времени развитие проектов на основе бесконтактных технологий сдерживалось отсутствием на рынке NFC устройств, то сегодня такие ограничения отходят на второй план. |