Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Телефон против банкомата - ЭиВ N 15 (798)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Финансы
Телефон против банкомата
No. 15 (798) 02.05.2011
Любовь Шабалина
В России рынок электронных платежей развивается быстро, причем через разные каналы связи. Участники рынка конкурируют между собой, что отражается на тарифах и стимулирует повышение качества обслуживания. Но пока наличные деньги все еще преобладают как в расчетах за товары и услуги, так и в других платежах. Какие тенденции складываются в области электронных платежей? Об этом шла речь на «круглом столе» на тему: «Мобильный банкинг: телефон против банкомата». Инициаторами «круглого стола» выступили коммуникационное агентство «Пресс-папье» и журнал «Эксперт Северо-Запад». В дискуссии участвовали представители платежных систем, сотовой связи и банка
Россия, хотя и отстает от развитых стран в сфере электронных платежей, но движется в том же русле. Опрос, проведенный в прошлом году в Европе среди субъектов этого рынка, показал, что лидерами считаются платежные системы и мобильные операторы. В нашей стране в 2010 году, по официальным данным, создано 30 млн электронных кошельков. А в системе «QIWI Кошелек» в первом квартале этого года зарегистрировались 40 млн пользователей, правда, доля активных электронных плательщиков составляет тысячные доли процента.

Основные причины, сдерживающие развитие электронных платежей, — слишком жесткое госрегулирование, отсутствие четкого законодательства и слабое распространение Интернета в регионах России. Так, опрос журнала «Mobile review» показал, что 56% посещений Интернета происходит через dial-up технологии.

В России выпущено огромное количество пластиковых карт. Однако упорно россияне не хотят рассчитываться с их помощью за товары и услуги: в 2010-м с помощью карт двух международных систем прошло операций на 12 трлн руб., где 90% — снятие денег через банкоматы. В сфере электронных платежей наблюдается нечто подобное: покупатели предпочитают наличные. «Люди хотят видеть товар, поэтому платят наличными за доставку с курьером. Нужны гарантии доставки товара», — прокомментировал проблему вице-президент по маркетингу и развитию сети терминалов моментальной оплаты компании «QIWI» Максим Попов. Компании «Softkey» и «Nokia» смогли активизировать продажу программного обеспечения. В сети салонов связи «Nokia» поставили каталоги с ПО и показывали, как им пользоваться. Покупателям ПО тут же закачивали. Объемы продаж в сети салонов в итоге выросли баснословно.

Сам человек вправе выбрать канал проведения оплат, но надо учитывать специфику электронных платежей. В прошлом году операторы мобильной связи добились, чтобы оплачивались товары и покупки на сумму до 15 тыс. руб. В системе «Яндекс.Деньги» тоже возможно совершать такие покупки, но надо идентифицироваться — предоставить паспортные данные.

По мнению участников «круглого стола», с принятием закона о национальной платежной системе (проект прошел в Государственной Думе второе чтение) лимит платежей вырастет. «Если смотреть здраво, то микроплатежи ближе к тысячам, а не к десяткам тысяч рублей. Сам биллинг операторов настроен на небольшие суммы», — отметил директор по продуктам и развитию бизнеса компании «ВымпелКом» Виктор Маркелов. В целом, средний платеж в системе «Яндекс.Деньги» выше 600 руб., а в «QIWI Кошелек» — 400–800 руб. В терминалах «QIWI» за услуги платят больше, например, за авиабилеты, около 15 тыс. руб.

По мнению участников дискуссии, антагонизма между банками и другими субъектами дистанционного обслуживания клиентов нет. Вместе с тем, конкуренция заставляет тех и других предлагать новые сервисы. Несколько лет назад владелец пластиковой карты снимал наличные в банкомате и шел к терминалам платить за услуги, а теперь он это может сделать в том же банкомате.

Так, петербургский банк «СИАБ» сегодня предлагает услуги мобильного банкинга (Siab-Mobil) и интернет-банк (Siab-online), а также специальное приложение для смартфонов Apple iPhone и для смартфонов на платформе Android. Существуют и другие проекты, в том числе и по эмиссии предоплаченных виртуальных карт. Даже консервативный «Сбербанк» развивает свои каналы дистанционного обслуживания. «QIWI» планирует этим летом ввести оплату услуг и товаров в ресторанах, магазинах, аптеках. Ряд проектов уже тестируется. А «Билайн» готовит совместный проект с Master Card.

Пластиковую карту можно будет зарегистрировать на сайте «Билайн», по телефону или через банкомат (в разделе «Платежи с пластиковой картой»), а затем с мобильного телефона за счет средств на карте проводить платежи. Такой же проект «Билайн» запустил уже с картами Visa. «Яндекс.Деньги» успешно работает с «Альфа-банком»: деньги с карты переводятся на «Яндекс.Деньги». Электронными деньгами расплачиваются в социальных сетях, за домен, Skype (с ним у «Яндекс.Деньги» эксклюзивные отношения), пополняют счет на «Яндекс.Директ». Сдача отправляется на мобильный телефон.

Услуги должны быть не только ультрасовременными, но и массовыми. По словам Виктора Маркелова, как вариант консолидации можно рассматривать эмиссию виртуальных карт, привязанных к счету мобильного оператора. Пока, по мнению самих участников удаленного доступа, происходит разнонаправленное движение.

Будущее за бесконтактными платежами, утверждают эксперты. В этой связи уместно говорить о смещении акцентов в сторону мобильных и on-line платежей. А, следовательно, процесс чреват сокращением числа терминалов. И этому уже есть предпосылки: число транзакций в терминалах перестало расти. Правда, представители «QIWI» оценили эту ситуацию иначе, аргументируя тем, что просто стали реже платить, но зато большими суммами. «Слухи о смерти терминалов сильно преувеличены. Бизнес, куда вложены большие деньги, должен трансформироваться. Поэтому мы и добавляем сервисы», — разъяснил вице-президент по коммерции сети терминалов «QIWI» Александр Агаков.

Сервисы растут, но и комиссии тоже. Они доходят в терминалах до 10% (за сотовую связь). По словам менеджеров «QIWI», накрутки обусловлены дорогой арендой площадей: она в 15 раз больше, чем для фотосалонов и салонов цветов. Также они сослались на рост тарифов сотовых операторов. Для того чтобы не снижать маржу, компания вынуждена отыгрываться на своих клиентах.


МНЕНИЯ

Александр Агаков,
вице-президент по коммерции сети терминалов «QIWI»


— Слухи о смерти терминалов сильно преувеличены. Бизнес, куда вложены большие деньги, должен трансформироваться. Поэтому мы и добавляем новые сервисы. Как владельцы бизнеса мы должны постоянно думать о том, какие продукты добавлять, чтобы выиграть, мы должны переходить на новый формат.


Виктор Маркелов,
директор по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелKом»


— Необходимо находить решения, которые были бы привязаны к единой основе, чтобы получить эффект массового внедрения. Операторы связи уже накопили большой опыт в мобильной коммерции и могут достаточно эффективно работать прежде всего в области микроплатежей, в том числе микрокредитов, не отнимая клиентов у банков. Клиент сам решит, какую покупку лучше сделать банковской картой, а какую — с мобильника.


Иван Кузнецов,
руководитель проекта «NFC» Инфокоммуникационного союза


— Успех массового внедрения мобильных платежных сервисов во многом будет зависеть от того, насколько эффективно смогут договориться между собой основные игроки рынка, будет ли найдена устраивающая всех бизнес-модель. Наиболее перспективной сферой внедрения мобильных бесконтактных платежей и, в частности, технологии NFC, является общественный транспорт. Именно эту цель ставит перед собой созданный в прошлом году проект «NFC» Инфокоммуникационного Союза.


Олег Золотарев,
генеральный директор ООО «Технологии процессинга»


— В ближайшие годы можно ожидать массового внедрения бесконтактных мобильных сервисов, в частности на основе NFC. Если до недавнего времени развитие проектов на основе бесконтактных технологий сдерживалось отсутствием на рынке NFC устройств, то сегодня такие ограничения отходят на второй план.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Финансы
23.01.16Конкуренция на рынке коллекторских услуг в 2015 году достигла максимума
По данным аналитики компании ЮРКОЛЛЕГИЯ, эксперта по взысканию долгов юридических лиц, в 2015 году качество долгов существенно ухудшилось, а заказчики стали существенно экономить на процедуре взыскания. Следствием этого стало рекордное снижение цен на услуги коллекторов – до 3-5%, а также подключение агентств к работе только на стадии исполнительного производства – 78% из всех реализованных проектов.
20.04.09Кризис укоротил налог на 5%
20.04.09Как правильно «кошмарить бизнес»
Поздней осенью 2007 года очень тихо и незаметно без особых комментариев в прессе и на TV Государственной Думой был принят, а 1 декабря утвержден Президентом РФ Закон № 315 «О саморегулируемых организациях»
20.04.09Феномен псковского маятника
В Псковской области власти сегодня охотно называют «плохим» то, что еще вчера называли «хорошим». И наоборот
02.04.12Сбербанк взялся за малый бизнес
В конце марта в Петербурге произошли два заметных события: Северо-Западный банк Сбербанка РФ подписал соглашение о сотрудничестве с петербургским отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и был открыт третий по счету Центр развития бизнеса Сбербанка. Оба события должны дать толчок дальнейшему развитию малого бизнеса в городе
02.04.12Если нефть резко подешевеет, придется использовать резервы
Российским властям придется «распечатывать» резервы, если мировые цены на нефть резко снизятся.
Такое мнение высказывают аналитики инвестиционной компании «Грандис Капитал»
02.04.12Нефтяная игла снова подвела Россию
Россия получила первое международное предупреждение о возможном снижении темпов экономического роста в 2012 году. Всемирный банк понизил прогноз роста реального ВВП страны с прежних 3,8% до 3,5%
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru