Странно, но закон, на разработку которого было потрачено около пяти лет, до сих пор явно обделен вниманием. Ни в дискуссиях политологов, ни в статьях экономистов и общественных деятелей нет и малейшего намека на то, что такой закон уже действует.
В настоящее время в предпринимательской среде создан ряд очень значимых общественных объединений, таких как «Союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия», «Опора», «Торгово-промышленная палата». Но только ТПП работает в рамках федерального закона, все остальные общественные структуры фактически не имеют законодательной основы, и власть прислушивается к ним, пока ей это выгодно. Отпадет такая необходимость и не будет этих общественных объединений.
Одной из главных трудностей в работе общественных и некоммерческих организаций является то, что они объединяют в своих рядах абсолютно различные профессиональные организации, интересы которых не всегда совпадают, а могут и противоречить друг другу. Эти и другие отрицательные факторы полностью отсутствуют в законе о СРО. Необходимо отметить, что Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» в настоящее время является абсолютным новшеством, прецедентом в законодательной сфере Российской Федерации.
Закон о СРО, по нашему убеждению, должен и обязательно станет платформой реальных взаимоотношений российского бизнеса и органов исполнительной власти любого уровня.
Выделим главное в обязанностях и правах саморегулируемых организаций.
Они создаются на основе объединения субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяют субъекты профессиональной деятельности определенного вида.
СРО обязаны иметь стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности. СРО обязаны создавать компенсационные фонды и осуществлять обязательное страхование имущественной ответственности членов СРО перед потребителями его товаров (работ, услуг).
Но особенно важны те права, которые законодатель предоставляет саморегулируемым организациям. В статье 6, пункт 3 закона, в частности, установлено право СРО «от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения».
С принятием закона бизнес-сообщество фактически получило возможность непосредственно влиять, а затем и полностью направлять и регулировать экономику страны.
Естественно, такой закон влечет необходимость внесения многих изменений в действующее законодательство — в Налоговый кодекс, в Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражно-процессуальный кодекс, технико-технологические правила и регламенты.
Именно деятельность многих СРО должна в корне изменить основы действия всеми критикуемого Закона №94‑ФЗ «О размещении госзаказов». Именно СРО будут заинтересованы в повышении качества обучения своих работников, улучшая коллективную марку — бренд. Именно имущественная ответственность перед потребителями товаров и услуг заставит членов СРО резко повысить требования к качеству своего продукта или услуг.
(Окончание в следующем номере) |