В Вологодской области еще немало предприятий не нашли своей ниши на рынке, а потому годами ведут борьбу за выживание.
Вологодское ОАО `Электротехмаш` в октябре ограничивается в поставках электроэнергии за долги. Общая недоимка предприятия энергетикам превысила 1,95 млн руб.
В этом году `Электротехмаш` уже второй раз попадает в немилость к ОАО `Вологодская сбытовая компания`. В мае, когда задолженность перед энергетиками превышала 3 млн руб., предприятие полностью отключали от энергоснабжения на два часа ежедневно.
Вспомнилось, как вроде бы совсем по другому поводу Виктор Петров, генеральный директор Вологодского ОАО `Транс-Альфа` посетовал мне:
- Нам остро не хватает идей. И не только на уровне предприятий, а и на гораздо более высоких `этажах`, начиная с областной админист-рации и выше. Поэтому Япония, стоящая на камнях, имеет то, что имеет, а мы с нашими ресурсами и талантами остались с растерзанным машиностроением.
В Вологде знают цену хорошим идеям. В начале 1990-х был в городе механический завод, выпускавший разную мелочь. Он наверняка пошел бы с молотка. Только, к счастью для него, появилась идея - создать на базе завода производство по выпуску троллейбусов. Так родилось ОАО `Транс-Альфа`, а в области - новая отрасль, транспортное машиностроение. Сегодня предприятие прочно встало на ноги. За девять месяцев 2008-го консолидированная прибыль ОАО `Транс-Альфа` составила 40 млн руб.
В советские времена Вологодский механический завод местному `Электротехмашу` не годился в подметки. Да и как тогда было соперничать с предприятием оборонного комплекса.
В годы реформ `Электротехмаш` вошел в пике. Его продукция оказалась никому не нужной. Основная причина коллапса в том, что для него не нашлось идеи - той самой, которая дала второе рождение Вологодскому механическому заводу.
Несколько лет назад `Электротехмаш` с его многомиллионными долгами выкупил частный инвестор из Череповца. На предприятии запустили участок по производству труб, требуемых для выпуска мебели, стан для раскроя металлического листа. Но поскольку сама мебель пользовалась малым спросом, капитало-вложения большой отдачи не принесли.
Сегодня в номенклатуре завода - вентиляторы, кофемолки и даже стиральные машины. Но конкурировать с аналогичной западной бытовой техникой они пока не в состоянии. Отсюда - финансовые проблемы, из-за чего нечем платить за свет.
Да, в последнее время в области были предприняты попытки оживить машиностроительный комплекс. Появилась мысль использовать мощности Вологодского завода дорожных машин для реализации проекта `Доступное жилье`. А Вологодский машиностроительный завод собирается участвовать в реализации инвестиционного проекта, который позволял бы обеспечивать молочно-товарные фермы области высококачественным отечественным оборудованием.
Но это капли в море. Нужны инвестиции. Однако 95% объема вложений в комплекс - это средства самих предприятий. Под инвестиции нужны идеи. А их нет...
|