По информации Торгово-промышленной палаты Петербурга, из 500 компаний города, занимающихся обращением с отходами, только чуть более 200 имеют официальные разрешения на такую деятельность. Выходить `из тени` остальные не стремятся по причине сложности и дороговизны получения лицензий, а также нежелания погрязать в сопровождающих легальную работу бюрократических проволочках.
`Существующий порядок лицензирования деятельности в сфере обращения с отходами может свести на нет все усилия по повышению эффективности работы системы сбора, переработки и утилизации мусора`, - таким был лейтмотив дискуссий в ТПП Петербурга, в которых участвовали представители власти, бизнеса и общественных организаций.
- Лицензию на обращение с отходами должны получать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, - рассказала Любовь Садикова, ведущий специалист экологического департамента ООО `Первый консалтинговый центр. -
Согласно ГОСТам сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. А поскольку нет четкого определения понятий `место образования` и `объект образования`, то получается, что наличие лицензии на сбор необходимо даже при выносе мусорного ведра.
В нормативных актах и законах, касающихся вопросов сбора мусора и последующих действий с ним, есть и другие противоречия.
Так, сейчас лицензия выдается на пять видов деятельности - на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов. Возникает вопрос: являются ли дробление, измельчение, переработка и обработка отходов использованием? Если нет, то куда относить эти виды деятельности? Ведь нельзя же про них просто забыть.
- Создается впечатление, что, на взгляд власти, предприятия только и должны что изучать, согласовывать и внедрять новые экологические документы, - заявил на `круглом столе` Борис Крылов, заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии ТПП Петербурга. - Проблема постоянного изменения положений природоохранного законодательства за последние годы приняла особенно острый характер. К примеру, Федеральный закон `Об отходах производства и потребления, принятый 10 лет назад, за это время `совершенствовался` 7 раз. На основании многочисленных изменений и дополнений в экологические законы непременно издавались постановления Правительства РФ, изменялись полномочия органов государственной власти, нормы, требования, правила контроля и т. д.
Понятно, что для предпринимателя каждое такое изменение - это подготовка новых документов для лицензирующих органов и лишний повод к обиванию порогов чиновников. Ежегодно предприятия федерального уровня должны получать разрешительные документы в трех федеральных органах власти, а предприятия регионального уровня - еще подчас и в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга.
По мнению Б. Крылова, сегодня остро назрела необходимость передачи самых широких полномочий по регулированию деятельности в сфере обращения с отходами с федерального на региональный уровень. Прежде всего, речь может идти о вопросах нормирования и, хотя бы частично, - лицензирования. За федеральными структурами должны остаться надзорные функции.
С Б. Крыловым согласились многие участники `круглого стола` в ТПП Петербурга. Было предложено создать организацию, которая смогла бы стать посредником между соискателями лицензий на обращение с отходами и представителями госструктур.
|