Как уже сообщала `ЭВ`, Вологодская область занимает первое место на Северо-Западе по росту цен на бензин. Не оспаривая этот малоприятный факт, представители региональных властей причины резкого удорожания трактуют неодинаково.
Летний сезон взвинтил цены
Самое распространенное объяснение этому - сезонность, начало сельскохозяйственной страды и рост потребления горючего. В Законодательном собрании области с этим согласны далеко не все. Старейший вологодский депутат и один из лидеров регионального отделения `Аграрной партии` Анатолий Хапов имеет свой взгляд на проблему и приводит такие цифры.
В ходе нынешней посевной в области было израсходовано 107 млн рублей на приобретение ГСМ. Для того чтобы успешно провести заготовку кормов и уборочную кампанию, сельскому хозяйству региона потребуется еще 50 млн руб.
Только эти средства, которые планируют получить из дополнительных доходов бюджета, по мнению депутата, позволяют удержаться на уровне финансирования прошлого года. В прошлом году на покупку ГСМ, масла и бензина для отрасли было выделено 194 млн рублей, в нынешнем - около 160 млн рублей.
Между тем основная проблема, которая стоит нынче перед производителями сельхозпродукции, - это удорожание горюче-смазочных материалов. Но за послед-ние пять лет областной бюджет компенсировал лишь 22% расходов тружеников села на ГСМ.
Нужен ли лимит на бензин?
Диаметрально противоположный взгляд на проблему высказал председатель постоянного комитета по аграрному комплексу и продовольствию областного Законодательного собрания Николай Шелыгин. Он предложил ввести ограничения по закупке бензина производителями сельхозпродукции.
Г-н Шелыгин видит в этом одну из кардинальных мер по преодолению ценового и топливного кризиса. Он
утверждает, что для проведения полевых работ используется в основном дизельное топливо. Что касается бензина, то этот вид горючего идет на доставку людей и для других дел, прямо не связанных со страдой. То есть речь идет о нерациональном использовании и `прожигании` этого вида горючего.
И то что сегодня, по мнению председателя комитета, основное внимание в области уделяется закупке дизельного топлива для сель-ского хозяйства, можно только приветствовать. Анатолий Хапов считает такие меры радикальными. Доля бензина в структуре ГСМ, закупаемых производителями сельхозпродукции области, не превышает 10%.
С монополиста взятки гладки
На фоне депутатского спора продолжаются дискуссии между антимонопольщиками области и представителями власти. Первые продолжают утверждать: основная причина подорожания бензина в том, что на рынке нефтепродуктов в области доминирует `ЛУКОЙЛ`, которому несколько лет назад власти региона предо-ставили преференции, а потому нет конкуренции между продавцами.
Иной точки зрения придерживается губернатор области Вячеслав Позгалев. Он считает, что на Вологодчине в последнее время растет спрос на качественные нефтепродукты. Эту мысль он высказал на презентации в Вологде компании `Шелл АЗС` (Петербург).
При этом губернатор подчеркнул, что уходит время случайных игроков на рынке нефтепродуктов, которых отличали низкое качество и культура обслуживания.
... Итак, соперничеству на этом рынке в области все-таки быть. Тем временем количество иномарок в регионе, которым требуется более качественный бензин, неуклонно растет. Сельхозпроизводители, получая деньги на закупку горюче-смазочных материалов из бюджета, подчас тратят бензин не по назначению, а нефтепереработчики с оптовиками и розницей, пользуясь возможностью, поднимают цены на свой товар.
|