Реформа системы ЖКХ предполагает, что в регионах должны выполнить ряд условий, которые определены законодательством и Фондом содействия реформированию отрасли. Если условия будут выполнены, регионы получат средства из федерального бюджета. Эти средства (Фонд располагает 240 млрд руб.) должны пойти на капремонт, снос аварийных домов и замену изношенного оборудования.
Одно из главных условий, которое должны выполнить регионы (привлечь в систему ЖКХ бизнес), пока не выполнено. Хотя формально наш ЖКХ обслуживается именно частными управляющими компаниями (УК), доля которых на рынке доходит до 90%. Но подавляющее большинство частных УК - всего лишь государственные унитарные предприятия (ГУП), просто сменившие вывеску на ОАО.
По сути, в `новых` УК остались работать те же люди, с тем же менталитетом, подходом к хозяйствованию, но теперь они имеют возможность осваивать бюджетные деньги.
А ключик - наш!
На федеральном уровне есть мнение о том, что бизнес в ЖКХ не работает по вине регионалов, хотя никто не отрицает, что условия получения доступа к средствам фонда довольно жесткие.
Те же, кому поручено реализовать одно из приоритетных направлений реформы ЖКХ - внедрить малый бизнес в жилищную сферу, да и сами предприниматели, занявшиеся жилищно-коммунальными проблемами, утверждают, что заинтересованные участники процесса (ГУПы, к примеру) вряд ли хотят, чтобы реальные частные предприятия вышли на рынок и таким образом составили им конкуренцию.
Кроме того, внедрению малого бизнеса в ЖКХ объективно препятствуют административные барьеры, напряженные отношения с монополистами, которые постоянно пересматривают тарифные ставки. Договоры с ними носят `обязательный` характер, не оставляя другой стороне никакого выбора. Еще один негативный фактор - принятый в марте 2005 года Жилищный кодекс, который почти всеми признается неудачным.
Свет в конце туннеля
Эти обстоятельства характерны для всех регионов РФ. Петербург, к сожалению, пока также не является исключением, поэтому сегодня эксперты вынуждены констатировать, что реформа в этой части зашла в тупик.
Что касается северной столицы, то здесь власть и бизнес уже начали конструктивный диалог и будут решать проблему вместе. Так, в марте комиссия по ЖКХ Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга совместно с Ассоциацией управляющих и эксплуатационных организаций провела `круглый стол` на тему `Создание условий для развития малого бизнеса в сфере ЖКХ` с участием управляющих компаний и компаний, работающих в сфере ЖКХ, представителей общественных объединений предпринимателей и КЭРППиТ. Создана город-ская межведомственная комиссия по вопросам реформирования ЖКХ, которая вскоре начнет работу.
Мой дом - моя ответственность
Но, помимо сотрудничества власти и бизнеса, необходимо, чтобы сами граждане, во-первых, рассуждали именно как собственники имущества, а не как посторонние наблюдатели, Во-вторых - понимали выгоду от сотрудничества с частной, а значит, отвечающей за качество всеми своими активами, компанией.
Потому пока у настоящих частных УК, которых всего около 15%, мало заказчиков: владельцы жилья не вполне осознают, что состояние всего дома зависит от каждого жильца. Но это серьезное обстоятельство, мешающее внедрению бизнеса в ЖКХ, не может быть решено волевым усилием или изданием очередного норматива.
Потому большинство граждан при выборе способа управления своим многоквартирным домом решили оставить все как было, отдав голоса старым ДЕЗам (Дирекциям единого заказчика) и другим госструктурам ЖКХ.
Вперед, к свободному рынку!
Еще одним доказательством того, что коммерция в сфере ЖКХ пока под вопросом, является отрицательный опыт иностранных компаний, начавших было свою работу в Петербурге. Это, например, концерн Dussmann AG&Co, пришедший на рынок в 2004 году по приглашению Жилищного комитета Петербурга. Но компания ушла с рынка. Эксперты считают, что причиной тому - наша устаревшая система ЖКХ, которая `живет` за счет административной поддержки.
Западные и отечественные бизнесмены от ЖКХ в таких условиях не хотят и не могут работать. Эксперты считают, что и литов-ская компания `Сити-Сервис`, которая пока работает на нашем рынке, тоже может вскоре уйти.
Эксперты подчеркивают: чтобы реформа ЖКХ состоялась и повернула ситуацию в позитивное русло, необходимы модернизация жилищного фонда, замена техоборудования и создание реальных рыночных условий в сфере ЖКХ для бизнеса.
Звучат призывы обратиться и к зарубежному опыту так называемой `французской модели`, которая успешно работает в большинстве стран: собственником объектов ЖКХ является муниципалитет, а УК управляют ими на условиях долгосрочных договоров аренды и сопутствующих инвестиционных соглашений.
|