Первым ударил в набат директор муниципального унитарного предприятия `Вологдагортеплосеть` Сергей Сорогин. Он заявил, что подготовка к отопительному сезону будущего года находится под угрозой. Основная причина этого состоит в том, что управляющие компании не почувствовали себя полноправными участниками рынка
- Большинство созданных в Вологде организаций на самом деле - не новички в коммунальном производстве, - сказал С. Сорогин. - Это все те же муниципальные унитарные предприятия, входившие в состав комитета ЖКХ городской мэрии. Они лишь сменили вывеску - с МУП на АО. Свою работу на рынке вновь созданные начали... не с вхождения в него, а со старой практики - ожидания, когда дадут деньги на эксплуатацию тепловых систем.
На днях `Вологдагортеплосеть` провела выборочную проверку готовности тепловых пунктов, имеющихся в каждом городском доме, к отопительному сезону 2008-2009 гг. и пришла к неутешительному выводу. Все они находятся в удручающем состоянии. Теперь эти тепловые пункты - хозяйство не города, а управляющих компаний, которые сегодня активно борются за место под солнцем и переманивают на свою сторону жителей вологодских домов.
В принципе, это можно было бы приветствовать, если б борьба за потребителя сопровождалась целенаправленным осознанным вхождением в коммунальный бизнес и работой над повышением качества услуг. Однако борьба за сферы влияния отрицательно сказывается именно на уровне эксплуатации оборудования.
К 25 августа управляющие компании должны сдать гортеплосети все узлы для начала отопительного сезона. Между тем по части подготовки к холодам еще никаких работ не проводили. А лето в этих краях имеет свойство проходить быстро.
Покинув уютную крышу комитета ЖКХиТ, вновь народившиеся управляющие компании неожиданно для самих себя оказались в свободном плавании и проявили полную неготовность к работе в условиях рынка. Главное: ими не понято до сих пор, что тепло - это такой же товар и что в теплоснабжение надо вкладывать деньги.
А с деньгами у всех компаний нынче проблемы. В большинстве из них говорят: у нас нет средств, чтобы привести в порядок тепловые узлы. А кого, собственно, теперь это интересует? Компании занялись бизнесом. Причем затратным. При этом коммунальный бизнес - не торговля, где купил и быстро перепродал. Здесь нужно сначала вложить средства, в том числе - в реконструкцию оборудования, и только через определенное время, может даже через годы, они начнут приносить отдачу. И никто никому теперь ничего не даст. Компании обязаны сами изыскивать деньги. Нет их - следует брать кредиты.
- Управляющие компании категорически отказываются понимать, что у них сегодня договоры с жильцами, перед которыми они несут ответственность, вплоть до собственных активов, - утверждает Сергей Сорогин. - Да, они получили жилой фонд не в самом лучшем состоянии. Но сейчас надо решать конкретные вопросы в рамках конкретных реалий. Все мы - участники бизнеса. Наша организация купила для потребителя товар, теперь она должна продать его. А из-за того что тепловые пункты не отремонтированы, мы теряем до 10%.
...Итак, это, надо полагать, первая ласточка. С подобными претензиями могут выступить коммунальные энергетики города, `спецавтохозяйства` или Водоканал. В конечном счете это отразится на уровне обслуживания жилья, которое и без того сегодня едва ли тянет в Вологде на `тройку`.
Даже страшно подумать, как будет в городе с вывозкой твердого мусора, благоустройством и борьбой с гололедом, давно ставшими для вологжан проклятьем. Фактически управляющие компании должны стать партнерами специализированных организаций, которые занимаются этими видами работ.
Но практика `Вологдагортеплосети` убедительно доказывает, что пока партнерства никакого быть не может, поскольку вновь созданные организации не в состоянии эффективно использовать оказавшиеся в их распоряжении производственные фонды...
|