Решение обосновано тем, что с 1 января региональная энергетическая комиссия области утвердила новый тариф на тепловую энергию для муниципального предприятия `Вологдагортеплосеть`.
По иронии судьбы 2 и 3 февраля в городе была оттепель, звенела апрельская капель, и батареи в вологодских квартирах были накалены так, будто стояли 25-градусные морозы. Окна во многих домах были распахнуты настежь, и одуревший от духоты народ выпускал на улицу тепло.
Тепло на улице - жарко в квартире
Трудно сказать, кто повинен в нынешней аномально теплой зиме: Бог, глобальное потепление или те, кто не подписал Киотский протокол? Впрочем, вологодских коммунальщиков это особенно и не интересует. Их интересует другое: дать потребителю больше товара, в котором он не нуждается, и обязать платить за него по более высокой цене.
В советские времена жильцы оплачивали лишь 3% от стоимости коммунальных услуг. В ту пору никто не обращал внимания ни на величину тарифа, ни на качество самого товара. Как платили, так и получали. Теперь иное дело. Потребитель оплачивает 100% услуг. При этом комитет ЖКХиТ администрации Вологды заявляет, что квартплаты хватает лишь на покрытие примерно 30% от стоимости, остальное отстегивает бюджет.
В результате - совершеннейшая фантасмагория. ЖКХ дает потребителю тепло, потребитель выбрасывает его на улицу, а в ответ на это коммунальщики требуют из бюджета деньги на новые калории и повышение тарифов, поскольку растут затраты. Что-то вроде оборота рубля в системе. Или в природе?
Реформа ЖКХ:
не рынок определяет, а чиновник
Такая практика продолжается в Вологде годами, и никто, собственно, не удосужился подсчитать, сколько бюджетных средств было сожжено в топках городской теплосети. При этом не прекращаются призывы власти ускорить коммунальную реформу и перейти на экономические отношения с потребителями услуг.
Приняв решение о повышении тарифов на тепло, вологодские депутаты, которые должны, в первую очередь, стоять на страже интересов потребителей, делегировавших их во власть, не учли одного принципиального обстоятельства: если потребитель оплачивает коммунальные услуги по рыночной стоимости, то он должен и иметь возможность определять, сколько тепла ему нужно, и платить только за него, причем тому, кто его произвел. Это, собственно, и есть экономические отношения.
Тем не менее всем выдается валом, одинаково и по тарифам, которые непрерывно растут. Коммунальщики достигают высоких трудовых достижений, получают премии, внакладе - жильцы, экономика и здравый смысл.
Проблему решить можно...
Вряд ли этим повышением тарифов дело остановится. Они будут продолжать расти хотя бы потому, что на нынешний год в стране запланирован уровень инфляции в 8,5%. Между тем опыт решения тепловой проблемы в области есть. Он накоплен в небольшом поселке Кадуй, где жильцы некоторых домов в складчину приобрели счетчики и начали рассчитываться только по показаниям приборов. Их стоимость была окуплена за два месяца за счет того, что за тепловую энергию стали меньше платить.
В Вологде до сих пор не попытались решить этот вопрос, хотя всем ясно, что учет потребления тепла, прежде всего, способствует ресурсосбережению. Хотя бы на первых порах в нескольких домах, находящихся в собственности города. Почему новшество (пример поселка Кадуй) оказалось невостребованным? Не потому ли, что чиновникам от ЖКХ оно просто не нужно? Совершенно неэффективно организованная работа коммунальщиков, похоже, их вполне устраивает.
Мина замедленного действия
Парадокс системы состоит в том, что вологжане рассчитаются за тепло и другие услуги не с муниципальными унитарными предприятиями, которые их производят, а все с тем же комитетом ЖКХ. Благодаря этому он аккумулирует у себя огромные средства, которыми сам же и распоряжается. А деньги - это власть. Вот где кроется мина замедленного действия, способная, в конечном счете, подорвать всю коммунальную реформу.
А мы еще спрашиваем себя: почему она до сих пор не продвинулась ни на шаг? Да потому и не продвинулась...
|