Если из многообразных мнений экспертов - экономистов и производственников - вывести `среднее арифметическое` относительно итогов экономического развития СЗФО в 2007 году, то оно будет выглядеть так: положительная динамика индекса промышленного производства (ИПП) не является признаком здоровья экономики.
Конечно, в каждой отрасли - своя ситуация: есть успешные производства, а есть аутсайдеры. Действительно благополучно развиваются обрабатывающие производства - пищепром, деревообработка. А вот среди аутсайдеров в основном `производящие` отрасли: машиностроение, легпром. Таким образом, ИПП, который является основным показателем динамики производства, - это средний результат работы `передовых` и `отстающих` отраслей. Поэтому эксперты предлагают не давать однозначных оценок экономической ситуации на основании ИПП, так как отраженная в нем положительная динамика может означать, что в регионе `жива` только обработка, а у остальных отраслей `пульс нитевидный`, как говорят медики.
Многие эксперты также напоминают о том, что статистика в принципе дает скорее искаженное представление о действительном положении дел. Подтверждением этому может служить и то, что набор препятствий, которые уже много лет стоят на пути нормального развития `производящих` отраслей, остался прежним: изношенная техбаза, дефицит квалифицированных кадров, несовершенство законодательства, таможенно-тарифной политики. Некоторые эксперты вообще считают, что наиболее объективное представление о ситуации в отрасли можно составить не на основе цифровых показателей, а только опираясь на фактологию и изменения в нормативной базе.
Автопром. До сих пор как позитивный фактор оценивается переход предприятий СЗФО от `отверточной сборки` к полноценному производству, но далеко не все разделяют это настроение.
Эксперты - экономисты и производственники - замечают, что радоваться тому, что международные автоконцерны (Ford, Peugeot, Hyundai, Mitsubishi, Toyota, Renault) продолжают осваивать пространство округа, не стоит. Дело в том, что причина, по которой в РФ в целом и в СЗФО в частности появляются иностранные автозаводы, говорит не в пользу России. Подобные производства выводятся с территорий развитых стран в развивающиеся, каковой и считается Россия в мировом сообществе.
Удобства для зарубежных производителей на нашей территории также неоспоримы: низкие экологические требования и дешевая рабочая сила. Потому эксперты также замечают, что масштабная экспансия иностранных автозаводов, по сути, является консервацией отсталости структуры отечественного промышленного производства, так как тем самым вырабатывается определенная инерция функционирования отрасли, которую будет сложно изменить.
На руку этой тенденции играет и то, что о конкуренции российского автопрома с зарубежным не может быть и речи; это также подтверждается и предпочтениями конечных потребителей: иномарок покупают, по различным оценкам, в 2-3 раза больше.
ЛПК. Экономические показатели констатируют рост производства, который объясняют повышением пошлин на вывоз необработанной древесины. Эксперты замечают, что многие иностранные фирмы обещают инвестировать предприятия ЛПК на территории СЗФО, а сами занимаются вывозом леса, поэтому в качестве ответной меры Минпромэнерго РФ в конце 2007-го приняло решение об ограничении экспорта необработанной древесины.
Большинство экспертов считают, что мера эта своевременная, кроме того, через пару лет экспорт леса вообще перестанет быть экономически выгодным: будущее за переработкой на нашей территории.
Постепенно смещение в эту сторону уже происходит: производители дверей, окон, мебели (ИКЕА) являются основными и активными потребителями продукции лесопереработки. А некоторые, как, например, ЗАО `Первая мебельная фабрика`, объявили о планах строительства завода по производству OSB-плит, которые используют в деревянном домостроении.
Ожидается, что переработка будет бурно развиваться: этому способствует и государство. Еще летом 2007 года Минпромэнерго объявило эту сферу приоритетной, пообещав инвесторам крупных проектов по переработке выделять участки лесфонда без аукционов и сокращать арендную плату.
Эксперты отмечают, что ЛПК - одна из немногих отраслей, с нетерпением ждущих вступления России в ВТО.
Машиностроение, металлургия. Лидерами СЗФО продолжают оставаться ОАО `Северсталь` - Череповецкий металлургический комбинат`, `Евраз Групп`. В Петербурге производство труб выросло в 4,5 раза; эксперты замечают, что таким показателем город обязан пущенному в 2006 году Ижорскому трубному заводу (ИТЗ); на 50% увеличился выпуск гидравлических и газовых турбин (концерн `Силовые машины`).
Увеличился на 30% выпуск прокатных изделий, основными потребителями которых являются машиностроители и строители. Правда, последние сегодня испытывают дефицит материалов: внутреннее производство уже не удовлетворяет спрос, поэтому в отрасли прогнозируют торможение. Хотя ушедший год дал основания для некоторого оптимизма - в строительстве все больше стали использовать металлоконструкции.
Металлопотребляющие отрасли СЗФО - машиностроение, транспорт, строительство - продолжают оставаться неблагополучными в плане инвестиций, участие государства в их жизни по-прежнему незаметно. Положение военного кораблестроения оценивается как удовлетворительное за счет китайских и местных заказов.
|