Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Пульс - нитевидный - ЭиВ N 4 (688)
СЕВЕРО-ЗАПАД: ИТОГИ 2007 ГОДА
Пульс - нитевидный
No. 4 (688) 11.02.2008
Евгения КАЙДАНОВА
Многие отрасли региональной экономики работают нестабильно, не удовлетворяя внутренний спрос
Если из многообразных мнений экспертов - экономистов и производственников - вывести `среднее арифметическое` относительно итогов экономического развития СЗФО в 2007 году, то оно будет выглядеть так: положительная динамика индекса промышленного производства (ИПП) не является признаком здоровья экономики.

Конечно, в каждой отрасли - своя ситуация: есть успешные производства, а есть аутсайдеры. Действительно благополучно развиваются обрабатывающие производства - пищепром, деревообработка. А вот среди аутсайдеров в основном `производящие` отрасли: машиностроение, легпром. Таким образом, ИПП, который является основным показателем динамики производства, - это средний результат работы `передовых` и `отстающих` отраслей. Поэтому эксперты предлагают не давать однозначных оценок экономической ситуации на основании ИПП, так как отраженная в нем положительная динамика может означать, что в регионе `жива` только обработка, а у остальных отраслей `пульс нитевидный`, как говорят медики.

Многие эксперты также напоминают о том, что статистика в принципе дает скорее искаженное представление о действительном положении дел. Подтверждением этому может служить и то, что набор препятствий, которые уже много лет стоят на пути нормального развития `производящих` отраслей, остался прежним: изношенная техбаза, дефицит квалифицированных кадров, несовершенство законодательства, таможенно-тарифной политики. Некоторые эксперты вообще считают, что наиболее объективное представление о ситуации в отрасли можно составить не на основе цифровых показателей, а только опираясь на фактологию и изменения в нормативной базе.

Автопром. До сих пор как позитивный фактор оценивается переход предприятий СЗФО от `отверточной сборки` к полноценному производству, но далеко не все разделяют это настроение.

Эксперты - экономисты и производственники - замечают, что радоваться тому, что международные автоконцерны (Ford, Peugeot, Hyundai, Mitsubishi, Toyota, Renault) продолжают осваивать пространство округа, не стоит. Дело в том, что причина, по которой в РФ в целом и в СЗФО в частности появляются иностранные автозаводы, говорит не в пользу России. Подобные производства выводятся с территорий развитых стран в развивающиеся, каковой и считается Россия в мировом сообществе.

Удобства для зарубежных производителей на нашей территории также неоспоримы: низкие экологические требования и дешевая рабочая сила. Потому эксперты также замечают, что масштабная экспансия иностранных автозаводов, по сути, является консервацией отсталости структуры отечественного промышленного производства, так как тем самым вырабатывается определенная инерция функционирования отрасли, которую будет сложно изменить.

На руку этой тенденции играет и то, что о конкуренции российского автопрома с зарубежным не может быть и речи; это также подтверждается и предпочтениями конечных потребителей: иномарок покупают, по различным оценкам, в 2-3 раза больше.

ЛПК. Экономические показатели констатируют рост производства, который объясняют повышением пошлин на вывоз необработанной древесины. Эксперты замечают, что многие иностранные фирмы обещают инвестировать предприятия ЛПК на территории СЗФО, а сами занимаются вывозом леса, поэтому в качестве ответной меры Минпромэнерго РФ в конце 2007-го приняло решение об ограничении экспорта необработанной древесины.

Большинство экспертов считают, что мера эта своевременная, кроме того, через пару лет экспорт леса вообще перестанет быть экономически выгодным: будущее за переработкой на нашей территории.

Постепенно смещение в эту сторону уже происходит: производители дверей, окон, мебели (ИКЕА) являются основными и активными потребителями продукции лесопереработки. А некоторые, как, например, ЗАО `Первая мебельная фабрика`, объявили о планах строительства завода по производству OSB-плит, которые используют в деревянном домостроении.

Ожидается, что переработка будет бурно развиваться: этому способствует и государство. Еще летом 2007 года Минпромэнерго объявило эту сферу приоритетной, пообещав инвесторам крупных проектов по переработке выделять участки лесфонда без аукционов и сокращать арендную плату.

Эксперты отмечают, что ЛПК - одна из немногих отраслей, с нетерпением ждущих вступления России в ВТО.

Машиностроение, металлургия. Лидерами СЗФО продолжают оставаться ОАО `Северсталь` - Череповецкий металлургический комбинат`, `Евраз Групп`. В Петербурге производство труб выросло в 4,5 раза; эксперты замечают, что таким показателем город обязан пущенному в 2006 году Ижорскому трубному заводу (ИТЗ); на 50% увеличился выпуск гидравлических и газовых турбин (концерн `Силовые машины`).

Увеличился на 30% выпуск прокатных изделий, основными потребителями которых являются машиностроители и строители. Правда, последние сегодня испытывают дефицит материалов: внутреннее производство уже не удовлетворяет спрос, поэтому в отрасли прогнозируют торможение. Хотя ушедший год дал основания для некоторого оптимизма - в строительстве все больше стали использовать металлоконструкции.

Металлопотребляющие отрасли СЗФО - машиностроение, транспорт, строительство - продолжают оставаться неблагополучными в плане инвестиций, участие государства в их жизни по-прежнему незаметно. Положение военного кораблестроения оценивается как удовлетворительное за счет китайских и местных заказов.

Другие материалы рубрики
СЕВЕРО-ЗАПАД: ИТОГИ 2007 ГОДА
11.02.08Десять регионов строят половину жилья России
11.02.08Новгородцы хотят возводить дома
11.02.08Отрасли, которые нас удивили
11.02.08Не металлом единым...
11.02.08Экономика меркантилизма
`Самая важная особенность экономического роста в СЗФО заключается в отсталой структуре его промышленного производства`, - считает Владимир Писклюков, профессор, заведующий кафедрой антикризисного управления и финансового менеджмента Северо-Западной академии государственной службы
11.02.08Вводка
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru