Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Не металлом единым... - ЭиВ N 4 (688)
СЕВЕРО-ЗАПАД: ИТОГИ 2007 ГОДА
Вологодская область
Не металлом единым...
No. 4 (688) 11.02.2008
Александр ПИРАЛОВ
Вологодская область - одна из наиболее промышленно развитых территорий Северо-Запада России. На ее территории производится 18% российского проката, 12,5% подшипников, 12% удобрений, 8% древесины, выплавляется 16% стали. Благодаря `Северстали`, на которую приходится более 63% валового регионального продукта, область стабильно находится на втором (после Петербурга) месте в рейтинге субъектов СЗФО по общему объему производства.

Однако это относительное благополучие часто оказывается под угрозой. Причина - ухудшение мировой конъюнктуры на основных для областных производителей рынках. Экономика региона сильно связана с показателями работы химической и, в особенности, металлургической отраслей. Это еще раз подтвердили и итоги минувшего года.

На первый взгляд, все вроде бы хорошо. Производство черных металлов возросло в области на 5,4%, минеральных удобрений - на 3,1%. А вот по части экспорта этой продукции картина несколько иная. Экспорт удобрений возрос на 1,2%, а черных металлов - на 2,3% сократился.

В результате объем производства в области возрос в прошлом году, по сравнению с 2006-м, на 3% вместо прогнозируемых 6%. И это при том, что экспортные цены на черные металлы в прошлом году выросли на 17%, а на минеральные удобрения - на все 40%, а объем отгруженных товаров по всем видам экономической деятельности увеличился на 21%.

Руководство области пытается преодолеть моноструктурный характер экономики региона. Разработана программа, нацеленная на поиск дополнительных источников доходов. По мнению специалистов, необходима дальнейшая диверсификация экономики, развитие тех отраслей, которые сохранили индустриальный потенциал, но пока являются лидерами в регионах. В первую очередь, это касается лесопромышленного комплекса.

За последние годы из-за резкого ухудшения макроэкономических показателей ЛПК сильно сбавил обороты, хотя было время, когда он занимал второе после черной металлургии место по уровню насыщения областного бюджета.

Правда, в 2007 году наметились тенденции к оздоровлению. Этому способствовал, в первую очередь, рост в 2,6 раза инвестиций в отрасль, хотя этот фактор тоже очень серьезно зависит от колебаний на мировом рынке древесины.

Результат не замедлил сказаться. Объем экспорта круглого леса в минувшем году, по сравнению с 2006-м, сократился в области на 57%. Зато возрос экспорт обработанной древесины и изделий из нее: фанеры - на 12%, бумаги - на 32%, профильного погонажа - на 50%, спичек - на 6%. В целом же лесопромышленный комплекс области в минувшем году пополнил бюджеты всех уровней почти на 700 млн руб. Поступления в федеральный бюджет превысили плановые показатели более чем на 50%, в областной - на 24,7%.

Вологодские производители машин такими достижениями пока похвастать не могут, хотя в области - более 30 предприятий отрасли. Причина известна и банальна: остро не хватает инвестиций. Более 90% инвестиций составляют средства самих предприятий.

Как выразился руководитель одного из вологодских машиностроительных предприятий, проблемы отрасли во многом вызваны тем, что мало внимания уделяется маркетингу, продвижению продукта. Возможно, именно из-за этого прибыль машиностроителей Вологды растет очень скромно. Большая часть предприятий все-таки добилась незначительного роста, а вот производство подшипников качения все же снизилось на 3,2%.

На фоне этих скромных результатов впечатляет успех предприятия транспортного машиностроения ОАО `Транс-Альфа`, появившегося в результате диверсификации Вологодского механического завода в середине 1990-х годов. Объем производства в прошлом году возрос там более чем в 2 раза.

В 2007 году `Транс-Альфа` освоила выпуск троллейбуса `Авангард`, способного успешно конкурировать на западном рынке с аналогичными товарами лучших мировых производителей, и автобуса `Олимп` на базе шасси `КАМАЗа`. `Олимп` был запущен в работу при активной поддержке правительства области, которое видит в `Транс-Альфе` динамично развивающееся производство, способное уже в недалеком будущем обеспечить солидное пополнение регионального бюджета. Ведь в 2010 году предприятие рассчитывает выпустить 1000 таких автобусов.

Думается, что зависимость экономики от экспорта металла будет преодолена, если власти будут поддерживать всякое перспективное начинание.



Мнения экспертов



Лев Шустов,

министр промышленности и природных ресурсов Республики Карелия:

- Позитивные результаты, которые показала промышленность Карелии (ИПП-116,8%), - это результат деловой активности не только в нашем регионе, но и в России в целом. Наиболее высокие результаты - у горнопромышленников. Производство строительных материалов, особенно щебня, превысило 40% и достигло 10,4 млн кубометров - такого не было даже в лучшие годы советского периода. Это говорит о том, что в стране растет жилищное, промышленное и дорожное строительство. `Карельский окатыш` произвел более

10 млн тонн окатыша, это тоже абсолютный рекорд и даже превышение проектной мощности комбината.

В лесопромышленный комплекс приходят инвестиции: в конце года введены в эксплуатацию крупные мощности по лесопереработке - `Соломенский лесозавод`, фабрика по производству мебельного щита `Сведвуд` (ИКЕА), там же заложена и мебельная фабрика, вводится в строй вторая очередь лесоперерабатывающего предприятия `Сетлес` (Стора Энсо) и ряд других менее крупных предприятий.

Значительный рост показали машиностроители: `Петрозаводскмаш`, `Онежский тракторный завод`, `Онежский судостроительный завод`. Спрос на их продукцию растет как в стране, так и за рубежом. Весь рост объемов производства у нас связан с традиционными для республики видами промышленного производства.



Мирон Грифф,

д. т. н., профессор, лауреат государственных премий, заслуженный работник транспорта РФ, директор сертификационного центра САМТ-Фонд:

- Сейчас наблюдается подъем промышленности, например заводы в сфере спецмашиностроения перегружены работой. Но не хватает кадров - грамотных управленцев, которые бы занимались стратегическим планом предприятия. Вступление в ВТО в той форме, в которой оно сейчас готовится, идет только в ущерб отечественному машиностроению, поэтому подход следует изменить: разделять предприятия, выходящие на внешние рынки, и те, что работают на внутреннем, как это сделали, например, в Китае.

Следование некоторым стандартам для будущего вступления в ВТО - не вполне оправданны применительно к внутренним рынкам, например по части уровня автовыхлопов. Есть много видов техники, которые работают в условиях тайги, в безлюдных местах, а основное время работы стоят на `холостом` ходу. При этом выхлопы двигателя и Евро-2, и Евро-4 - идентичны.

Кроме того, стоит понимать, что если обязать российские заводы следовать европейским стандартам, это только спровоцирует массовый приход на наш рынок импортных производителей и вытеснит отечественных. Поэтому каждый регион России должен иметь возможность на внутреннем законодательном уровне разрешить выпуск техники по нашим стандартам.

Наличие связки Путин - Медведев обеспечивает преемственность, а это - стабильность: традиции взаимодействия власти и промышленности останутся прежними.



Павел Плавник,

генеральный директор ОАО `Звезда`:

- К сожалению, не наблюдаю позитивных результатов. Причины следующие: отсутствие системной поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности со стороны государства; высокий фактический рост цен на все составляющие себестоимости продукции (пример - искусственно `загнанный` уровень заработной платы значительно опережает в динамике рост производительности труда). Результат - неконкурентные цены продукции промышленности. Обостряющийся дефицит кадров - тотальный, по всем отраслям промышленности.

Статистика часто дает искаженное представление о настоящем положении дел. Вот интересный пример работы статистики: в 2007 году ОАО `Звезда` участвовало в городском конкурсе экспортеров и столкнулось с неожиданной проблемой: конкурсная комиссия, оперируя данными статистики, не обнаружила `Звезду` в числе экспортеров! Выяснилось, что на `Звезду`, которая обеспечивает более

$10 млн экспорта в год, были оформлены не все статистические коды.

Приход нового президента, на мой взгляд, на экономику промышленности не повлияет, скорее всего, основным влияющим фактором выступит новый премьер-министр.



Артур Батчаев,

старший научный сотрудник МЦСЭИ `Леонтьевский центр`:

- Основным фактором успешной работы промпредприятий СЗФО в 2007 году стал устойчивый рост спроса на выпускаемую ими продукцию. Для предприятий-экспортеров дополнительным импульсом стало улучшение конъюнктуры международных рынков. Большое значение имел и приток капитала в промпредприятия. Сохранились высокие темпы роста денежных доходов населения, параметров бюджетной системы.

Большой вклад в промышленный рост внес строительный бум: от этого выиграли производители стройматериалов, металлургические заводы, предприятия по добыче нерудных материалов. Более четкие очертания начинает приобретать и государственная промполитика: создаются крупные государственные холдинги, увеличивается объем оборонного заказа, постепенно вводятся заградительные пошлины на экспорт круглого леса - что дает мощный толчок строительству новых деревообрабатывающих комплексов.

Основные препятствия для улучшения работы промпредприятий - прежние: нехватка квалифицированных кадров, устаревшая техбаза, рост тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, недостатки административного регулирования. Серьезной проблемой для многих предприятий стало дальнейшее снижение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции по сравнению с импортными товарами из-за укрепления курса рубля.



Другие материалы рубрики
СЕВЕРО-ЗАПАД: ИТОГИ 2007 ГОДА
11.02.08Десять регионов строят половину жилья России
11.02.08Новгородцы хотят возводить дома
11.02.08Отрасли, которые нас удивили
11.02.08Пульс - нитевидный
Многие отрасли региональной экономики работают нестабильно, не удовлетворяя внутренний спрос
11.02.08Экономика меркантилизма
`Самая важная особенность экономического роста в СЗФО заключается в отсталой структуре его промышленного производства`, - считает Владимир Писклюков, профессор, заведующий кафедрой антикризисного управления и финансового менеджмента Северо-Западной академии государственной службы
11.02.08Вводка
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru