Со второй половины 2007 года особое внимание экономистов, производителей и СМИ было приковано к событиям, происходящим на хлебном и молочном рынках. Официальным ответом на рост цен на сырье и конечную продукцию стало подписание между производителями, властью и сетями моратория, призванного заморозить цены на хлеб и молоко до 31 января 2008 года.
Эксперты скептически относились к действенности этой меры и прогнозировали естественный рост цен, а также предлагали свои версии развития событий. Вот как выглядит ситуация на этих рынках сегодня.
Молокопродукты. Повышение цен дало возможность зарубежным производителям продолжать освоение территорий СЗФО: по различным оценкам, разница в ценах между импортным и отечественным молоком сократилась почти в 3 раза, и еще будет сокращаться.
Дистрибьюторы финских компаний Arla и Valio уже сообщили, что будут наращивать свое присутствие в регионе, а значит - увеличатся и их рыночные доли. Новые зарубежные игроки будут приходить на наш рынок и теснить местных производителей, говорят эксперты и поясняют, что если перераспределение долей произойдет, то только в сегменте premium.
Но на этот счет одинаковых мнений нет, ведь вливание иностранных денег рассматривается как спасение для многих предприятий отрасли, особенно для тех, которые находятся за пределами Петербурга и Ленобласти. Например, компания Mlekarna (Чехия) в конце прошлого года заявила о возможности приобретения контрольного пакета акций ОАО `Тихвинский молочный завод` и в перспективе - других местных производителей.
Сырое молоко в дефиците: ежедневная нехватка составляет до 160 тонн. Основная масса сырья уходит в города, где сосредоточены компании-переработчики, а регионалам почти ничего не остается. Так, власти Ленобласти еще осенью 2007 года предложили администрации Петербурга и руководителям молочных предприятий напрямую сотрудничать с сельхозпроизводителями региона, а пока средства на производство молока поступают только из областного бюджета. Аналогично выглядит ситуация и в остальных субъектах СЗФО.
Но многие компании-переработчики уже имеют свои молочные хозяйства и не собираются заводить еще: это требует значительных финансовых вложений, которые часто невыгодны. Помимо покупки или аренды земли, молочных пород скота приходится нанимать сотрудников, работой которых нужно руководить на ферме, а она может находиться в любой точке России. Значительно усложняет ситуацию и неразвитость транспортной инфраструктуры.
Хлебобулочные изделия. В июле 2007 года мука подорожала на 18,2%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 8,5%, крупа и макаронные изделия - на 3,39%. Причина такого резкого подорожания (на 7,2% по отношению к июню и на 12,2% - к началу года) - зерновой кризис на российском рынке. По итогам августа 2007-го средние цены на продукцию (за килограмм) в розничной торговле были такими: ржано-пшеничный хлеб - 21,95 руб., изделия из муки 1-го сорта - 37,12 руб., а уже в сентябре цены выросли на 100,5%.
Власти города, в частности КЭРППиТ, официально заявляли, что резкого повышения цен на хлеб не будет: `Хлебное` соглашение` от 17 августа 2007 года добросовестно выполняется всеми его участниками, что доказали недавние проверки. Как и предусмотрено этим документом, цены на социально значимые сорта хлебобулочных изделий будут оставаться в установленных пределах, как минимум, до января 2008 года`.
Но уже в начале декабря компании объявили о подорожании своей продукции (ОАО `Хлебный дом`, ОАО `Каравай` - в среднем на 10-20%). Объяснили это ростом цен на сырье: осенью подсолнечное масло подорожало на 54%, мак - на 257%, сухое молоко - на 48%, творог - на 35% (по другим оценкам - на 95%).
Цены на сырье выросли более чем на 50%, поэтому производители никак не могли удерживать цены на продукцию и при этом не ухудшать ее качества. Несмотря на то что последнее время в центре обсуждений было ценовое соглашение, некоторые события не могли не обратить на себя внимание: на рынке продолжали происходить укрупнения/слияния. Так, компания Kellogg (США) купила крупнейшего производителя ГК United Bakers, объединяющую 6 компаний (Россия), ожидается, что Fazer построит новый завод в Ленобласти; холдинг `Петрохлеб` заявил о своих планах вложить в реконструкцию ОАО `Гатчинский хлебокомбинат` $1 млн, что серьезно повысит его конкурентные преимущества.
Предположение экспертов относительно того, что `пищевое соглашение` спровоцирует на рынке эффект `сжатой пружины`, пока не подтвердилось, а уверенность в том, что этот мораторий не сможет изменить естественный ход событий на рынке, полностью оправдалась.
Мнения экспертов
Александр Зорин,
исполнительный директор Союза предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга:
- Для России актуальна фраза-анекдот: `Есть ложь, наглая ложь и статистика`. Экономический анализ невозможен без правильно собранных и обработанных данных, а эффективное управление развитием промышленности невозможно без результатов такого анализа. Средний показатель роста промышленности по СЗФО сродни показателю средней температуры по больнице. Экономика при неэффективном государственном регулировании ущербна, отсюда - стагнация и отток квалифицированных кадров.
Проблемы, мешающие нормальному развитию промышленности, о которых говорят отраслевики, действительно прежние: устаревшее оборудование, нехватка кадров, несовершенство законодательства и прочие. Но, например, техническая база в пищевой промышленности не изношена, в отличие от многих других отраслей, только благодаря инвестициям последних лет. С качеством продукции также все благополучно.
К вступлению в ВТО не готовы не столько отрасли промышленности, сколько, в первую очередь, российские власти, наше недоработанное законодательство и практика его применения.
Александр Пертель,
генеральный директор информационно-маркетинговой компании RSoft, Ltd:
- Промышленный рост есть, но это касается только части отраслей, в основном - сырьевых и потребительских: автомобилестроения, производства и переработки продуктов питания и других смежных отраслей; остальные - аутсайдеры. Проблемы и препятствия остались прежними. Если кадры - всеобщая проблема, то удобство/неудобство таможенно-тарифной системы для производителя зависит от того, участвовал ли он в лоббировании ее положений.
Обновлять техбазу посредством кредитов, сторонних инвестиций могут те отраслевики, чья продукция конкурентоспособна и востребована: многие уже поняли, что сдача в аренду производственных площадей нецелесообразна. Действительно, серьезные сложности с техбазой испытывают наукоемкие производства: банки не любят давать им кредиты, инвесторы также не хотят вкладывать в `долгие` проекты.
Промышленность СЗФО не готова к жизни в условиях ВТО. Исключение - зарубежные, международные концерны, которые уже давно работают в этих условиях. Больше всего пострадают наукоемкие производства, а также те, которые представляют коммерческую угрозу зарубежным аналогичным предприятиям. Их `съедят` в первую очередь.
|