По данным экономического комитета области, осуществляющего мониторинг розничных цен на продукты питания, за сентябрь и октябрь цены на них в Новгородской области вновь выросли. Молочная и мясная продукция подорожала в среднем на 11%, сыры - на 46%, масло подсолнечное - на 40%. Следом за ними на 10% и более `подтянулись` цены на макароны, крупы, рыбу, яйцо, кондитерские изделия и даже на морскую капусту...
Хлеб - всему голова
По статистике, сегодня самый доступный по цене продукт питания на новгородском столе - хлеб. Еще в августе администрация области и предприятия - производители хлебобулочных изделий договорились оставить отпускные цены на хлеб `Дарницкий` и батон `Российский` неизменными, определив их, соответственно, по 13,60 руб. и 12,70 руб за булку.
Благодаря такой договоренности к концу октября Новгородская область стала территорией самого дешевого хлеба на Северо-Западе.
Однако самих хлебопеков такие `рекорды` не сильно радуют. На прошедшем в Великом Новгороде совещании с участием руководства Министерства сельского хозяйства, где обсуждалась ситуация на продовольственных рынках России, Валентин Кулебякин, генеральный директор ОАО `Новгородхлеб`, отметил: `Без поддержки государства удерживать установленную ценовую планку становится все труднее. Социальные `Дарницкий` и `Российский` в объеме выпускаемой предприятием продукции занимают 65%. При постоянном удорожании муки, доля которой в себестоимости продукта оценивается в 70%, выпуск доступного населению хлеба сильно бьет по экономике товаропроизводителя`.
Спасти положение могло бы участие в национальном проекте по возрождению АПК и льготные кредиты, о которых не единожды, в том числе на общероссийском уровне, `заикались` хлебопеки, однако никаких льгот по компенсации ставки рефинансирования по кредитам новгородские хлебники, как и сотни их коллег в других регионах, не получили.
Молочные реки обмелели
Непростая ситуация - и на рынке молочной продукции, выбор которой в новгородской розничной торговой сети стал заметно меньше, чем еще 3-4 месяца назад. Особенно показательно выглядят прилавки со сливочным маслом и сыром: их практически не производят в области, а ассортимент ограничивается теперь 5-7 предложениями вместо привычных 10-15.
Руководители магазинов объясняют такое положение дел высокими оптовыми ценами на товар, что приводит к снижению покупательского спроса в розничной торговле. Оптовики, в свою очередь, винят товаропроизводителей, взвинтивших отпускные цены в 2-2,5 раза. Товаропроизводители грешат на дефицит сырья и его поставщиков. Кто прав, кто виноват - разобраться трудно.
На прошедшем в Великом Новгороде совещании руководители Министерства сельского хозяйства пытались понять, почему при росте закупочной цены на сырое молоко с 9.30 руб. до 13.50 руб. продукция новгородского ОАО `Лактис` подорожала почти в 2 раза.
Генеральный директор `Лактиса` Равиль Даутов сослался на дефицит и удорожание сырья, которое предприятие вынуждено закупать за пределами Новгородской области, и как следствие - увеличение транспортных расходов, а также на повышение торговых наценок в розничной сети.
Вывод такой: чтобы сделать продукцию более доступной, молочникам придется возвращаться к опыту 90-х годов прошлого века, когда молоко продавалось из фляг на разлив или в полиэтиленовой упаковке в специализированных киосках с минимальными торговыми наценками.
По предварительной договоренности, достигнутой `Лактисом` с одним из местных фермеров, в Великом Новгороде будет открыто около 20 подобных торговых точек, где молоко жирностью 2,5% будут продавать по фиксированной цене.
`Новгородский облпотребсоюз` умасливает покупателя
Один из факторов роста розничных цен в Новгородской области - отсутствие на ее территории предприятий, производящих ряд продовольственных товаров. Например, доля собственной молочной продукции на местном потребительском рынке занимает 73%, мясопродуктов - около 43%. А вот муку, твердые сыры, подсолнечное масло в области не производят вообще. Растительное масло подорожало с начала лета более чем в 2 раза.
Рост цен на один из самых востребованных продуктов, пожалуй, продолжался бы и до сих пор, если бы не организованное областной властью взаимодействие между оптовым поставщиком и крупными торговыми предприятиями. В сентябре имеющий разветвленную торговую сеть во всех районах области Новгородский облпотребсоюз и компания `Юг России` заключили долгосрочный договор на поставку подсолнечного масла по ценам ростовского и краснодарского заводов-изготовителей.
Благодаря контракту цена растительного масла в магазинах новгородского `Облпотребсоюза` останется фиксированной и не превысит 50 руб. Предприятия облпотребсоюза обеспечивают новгородцев и доступными по цене товарами местных сельхозпроизводителей, картофелем, овощами.
Прошедшие в областном центре две осенние сельскохозяйственные ярмарки с участием райпо, крестьянских и фермерских хозяйств удивили новгородцев не только высоким качеством товара, но и ценами, оказавшимися в 2 раза ниже магазинных.
Учитывая актуальность ярмарок, которые за два дня посетили более 50 тыс. новгородцев, в Великом Новгороде делают ставку на возрождение ярмарочной торговли по выходным, когда продукция по доступным ценам реализуется непосредственно от производителя.
С местными товаропроизводителями намерены тесно сотрудничать и иногородние торговые сети, такие как `Лента`, открытие которой запланировано на начало ноября, директор которой Евгений Матвеев заверил, что цены в новгородском гипермаркете будут на 10-15% ниже, чем в других магазинах города.
Новгородские власти видят одним из решений нынешней проблемы потребительского рынка возрождение магазинов социальной помощи на базе частно-государственного партнерства, с фиксированными ценами на основные группы продовольственных товаров.
|