Участники `круглого стола` обсудили проблемы, связанные с обслуживанием жилого фонда, объединениями собственников жилья, управлением многоквартирными домами, участием малого бизнеса в сфере ЖКХ. Они коснулись вопросов социально-психологического характера, с которыми сталкиваются председатели и члены правлений объединений собственников жилья.
Известно, что сегодня около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки, и их износ продолжает расти. Основой экономических отношений в этой сфере является система бюджетного дотирования предприятий отрасли. Управление ими централизованно, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влиять на количество и качество представляемых им услуг.
Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. И говорить о том, что главная цель реформы достигнута, можно будет лишь в случае модернизации мощностей ЖКХ и жилищного фонда и перевода всей отрасли на рыночные правила работы.
Сегодня есть три способа управления многоквартирным домом.
1. Управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
2. Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
3. Управление управляющей организацией.
По словам М. Акимовой, председателя Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга, второй способ управления многоквартирными домами признан властями как основной. При этом несовершенство законодательства РФ по данному способу управления приводит к многочисленным противоречиям.
Выбрав способ управления ТСЖ, граждане не принимают должного участия в его жизнедеятельности для обеспечения полноценного функционирования этого объединения.
Власти же демонстрируют готовность создавать ТСЖ, но не решают многих проблем: отсутствует система межевания земельных участков, не определен комплекс недвижимости, передаваемый в управление, нет защиты от беспредела монополистов, четких правил оплаты коммунальных услуг... Таким образом, `процесс реформирования вызывает беспрерывные споры, дискуссии и скорее отторжение населением реформы, чем участие в ней`.
По мнению генерального директора ООО `РЭС ТСВ` С. Тихонова, властям придется отработать нормативную базу, особенно в части передачи многоквартирных домов в управление, а также найти средства ликвидации недоремонтов. Только после этого будет создано поле для активного взаимодействия собственников жилья, нанимателей и частного бизнеса без участия государственных структур.
Последние же должны, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность управляющей организации, следить за законностью. Формирование этого взаимодействия и является целью жилищной реформы.
`В целом, - подчеркнул С. Тихонов. - ситуация в Петербурге складывается позитивно, но есть негативные стороны. К сожалению, на рынок не допускаются частные эксплуатирующие организации, им не дают динамично развиваться и увеличивать объемы`.
Развил тему участия бизнеса в реформе ЖКХ председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга С. Федоров. Озвучив основные моменты, препятствующие малому бизнесу вести деятельность в сфере ЖКХ, он предложил конкретные действия:
- установить величины лота не более 100 тыс. кв. метров при проведении конкурсов на оказание услуг по технической эксплуатации жилищного фонда (это позволит малым предприятиям получить на обслуживание жилищные площади меньше тех, которые им предлагаются на данный момент);
- привлекать бывших представителей мелкорозничной торговли, которые не смогли продолжить свою деятельность, в новый сектор экономики - жилищно-коммунальное хозяйство;
- выделить в рамках госпрограммы `Старт` отдельное направление по ЖКХ и организовать обучение малых предпринимателей в этой сфере деятельности;
- модифицировать систему `Жилкомсервисов` путем продажи коммерческим предприятиям неудовлетворительно работающих структур и разделить на более мелкие коммерческие структуры `Жилкомсервисы`, работающие стабильно.
С. Федоров отметил, что в любом случае дальнейшие шаги по реформированию сферы ЖКХ не пройдут безболезненно, и все большую активность в этом процессе должно проявлять государство, которое своими решениями способно создать условия для участия малого предпринимательства в реформе ЖКХ.
Участники `круглого стола` сошлись во мнении: реформа ЖКХ будет успешной лишь в том случае, если удастся объединить усилия власти, бизнеса и общества, обеспечив, таким образом, баланс интересов всех сторон.
|