В Росстрое рассердились на менеджеров ООО `Моби Дик`, которые вознамерились спорить с государством из-за земли. На недавней пресс-конференции в Петербурге замруководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Владимир Бланк сказал, что поступают они крайне неблагоразумно.
В Большом порту Санкт-Петербург работает 30 стивидорных компаний. Лидерами по обработке контейнеров являются три из них - ЗАО `ПКТ`, ОАО `Петролеспорт` и ООО `Моби Дик`. И каждая в 2006 году заявляла о значительном увеличении объемов перевалки. Причем планы были явно выше рассчитанной специалистами Минтранса РФ динамики роста рынка контейнерных перевозок (прогноз - 25-27%).
У специалистов это вызвало ряд вопросов: насколько скоординированы между собой проекты - особенно с учетом претензий порта Усть-Луга, где также развивают проект создания контейнерного терминала? Выдержит ли подъездная инфраструктура Петербурга такой наплыв к причалам `стальных ящиков`? Ведь эти грузопотоки надо переключить на автомобильные и железнодорожные магистрали.
Борьба
В дальнейшем острота проблем снизится - по мере развития подъездов к Кольцевой автодороге и строительства участков Западного скоростного диаметра. Но это будет не раньше 2009-2010 гг.
Сейчас незачем форсировать проекты развития морских контейнерных терминалов Петербурга. В Минтрансе РФ обращают внимание на то, что сегодня целесообразнее сосредоточиться на обновлении оборудования уже имеющихся площадок. По качеству обслуживания флота большинство причалов уступают портам соседних стран, за исключением комплекса ЗАО `ПКТ`. Это сдерживает инвестиции крупных международных контейнерных операторов.
Таков фон развивающегося конфликта. Это объясняет, почему В. Бланк назвал поведение владельцев компании `Моби Дик` неадекватным.
Складывается впечатление, что в компании стремятся, прикрываясь бизнесом, приобрести и удержать за собой участки земли, которые можно превратить в одну из ключевых позиций для развития Большого порта Санкт-Петербург в дальней перспективе. Позиция понятна: компания хочет получить максимальную выгоду, опираясь на нюансы российского законодательства. И готова, в свою очередь, судиться, отстаивая права на территории вблизи строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС).
Конфликт разгорается
Речь не о запрещении заниматься контейнерным бизнесом, а лишь о его масштабах, которые входят в противоречие с общей стратегией развития инфраструктуры. С этой точки зрения, проблема выходит за рамки конфликта КУГИ Петербурга, подавшего иск против арендатора.
В правительстве Петербурга добиваются расторжения договора аренды причальных сооружений, на основании которого ОАО `Трест механизации строительных работ` были переданы причал и грузовые участки, расположенные на стройплощадке о. Котлин, на срок до 2043 года.
Это было сделано бывшим главой администрации Петербурга без согласования с Минтрансом РФ. В Генсхеме развития Большого порта, во всяком случае, ни о какой масштабной переработке контейнеров на этом участке не упоминалось.
В 2000 году разгорелся конфликт и с Госстроем. Интересы частной компании вошли в противоречие с государственными. И чем дольше упорствуют стивидоры, тем жестче позиция чиновников.
Если раньше они говорили о временном изъятии участка, то теперь В. Бланк заговорил о том, что стивидоры не имеют прав на занимаемую территорию, а самоуправство их менеджеров мешает завершению строительства дамбы в запланированный срок. Ведь формально причальный комплекс передавали `Моби Дику` для обустройства паромно-перегрузочного комплекса, который должен был появиться в сентябре 2005 года. Однако инвестор свои обязательства не выполнил.
Белые пятна в законах
В рамках закона конфликт будет урегулировать сложно. В России до сих пор не принят закон о морских портах, не прописаны правила доступа частных компаний к государственной инфраструктуре и меры госрегулирования в случае неэффективной работы стивидоров. Между тем, как выяснилось, по договору между Европейским банком реконструкции и развития Росстрой обязан представить проекты коммерческого использования территории КЗС. И по неофициальным данным, уже поступили предложения от иностранных инвесторов.
Из них следует, что после завершения стройки в 2012 году, или даже после завершения возведения основных сооружений дамбы в 2009-м, в районе КЗС могут появиться несколько зон для новых портовых терминалов, для которых намечен намыв территории со стороны Финского залива. Все это придает конфликту с `Моби Дик` особую пикантность.
|