Формирование первых региональных бюджетов на трехгодичный период - новое в развитии бюджетного процесса. О том, как эта работа проходит в Ленинградской области, рассказал вице-губернатор, председатель комитета финансов правительства области Александр Яковлев
- Александр Иванович, какова концепция будущего бюджета на 2008-2010 годы?
- Мы собираемся увязать в единый узел общие цели и задачи целого ряда отраслей и структур управления, что трудно сделать в период годовых бюджетых циклов. Приведу простой пример: в 2008-2010 годах будет реализована программа модернизации объектов ЖКХ. Должно быть реконструировано более 100 км инженерных сетей, существенно возрастут мощности многих источников теплоснабжения, систем водоснабжения.
Выполняя эту программу, мы одновременно сможем активно повлиять на решение целого комплекса социальных вопросов. Например, на рост темпов строительства жилья с предоставлением новоселам коммунальных услуг более высокого качества. Развитие современных инженерных сетей обеспечит существенное улучшение параметров потребляемой воды. Значит, речь идет и об укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни. Не забудем также об улучшении экологической обстановки на территории области.
Если в прежние годы бюджет обслуживал каждое направление финансирования в отдельности, то теперь мы стремимся установить между направлениями бюджетирования прочные взаимосвязи. Это подразумевает качественно иной уровень работы над проектом бюджета.
- Но основные параметры будущего бюджета, насколько мне известно, уже определены?
- Пока мы решаем бюджетное уравнение с целым рядом неизвестных. Не ясны, например, объемы федеральной поддержки области, требуют уточнения правила распределения налогов. Нет еще необходимой демографической статистики по муниципальным округам. Поэтому параметры доходов и расходов бюджета области наверняка будут пересмотрены. Сошлюсь на мнение губернатора В. Сердюкова, который считает, что область по консолидированным доходам может выйти в 2010 году на рубеж в 70 млрд руб. Напомню, что в 2006-м доходы Ленобласти составили 37 млрд руб.
Отсюда и политика в сфере расходования бюджетных ассигнований. Регионы нередко критиковали Минфин `снизу` за формирование супер-профицитных федеральных бюджетов. Сейчас федеральная бюджетная политика претерпела серьезные изменения. В 2010 году бюджет РФ станет, наконец, сбалансированным. Проект нашего регионального бюджета сориентирован на такую же сбалансированность доходов и расходов на третьем году его исполнения.
Нашими приоритетами останутся рост зарплаты и благосостояния жителей, демография, на решение проблем которой, кстати, федеральным центром совместно с регионами в нынешнем году будет потрачено около 110 млрд руб. Активное участие в реализации демографического проекта принимает и Ленобласть. Выделены значительные финансовые ресурсы на поддержку многодетных и малообеспеченных семей, увеличен до 15 тыс. руб. размер ежемесячных выплат приемным родителям на одного ребенка, повышены опекунские пособия. Привлекаются для этого и внебюджетные ресурсы, в частности, на строительство жилья для приемных семей, сооружение футбольных полей с искусственным покрытием.
Послание президента России Федеральному Собранию поставило перед субъектами РФ ряд новых финансовых задач. Глава исполнительной власти Ленобласти уже рассматривает вопросы индексации ежемесячных денежных выплат, увеличения их с 360 руб. до 405-410 руб., доплат пенсионерам, чьи пенсии оказались ниже прожиточного минимума, подготовки законопроекта о ветеранах труда Ленобласти.
Есть планы ввести в действие прогрессивную систему оплаты труда работников бюджетной сферы.
- Насколько известно, именно за период действия трехлетнего бюджета в области предполагают удвоить среднюю зарплату бюджетников, довести ее до 80% от уровня зарплаты в промышленности?
- Это так. Но смысл нововведений состоит не только в том, чтобы обеспечить превышение минимального размера доходов работников бюджетной сферы над прожиточным минимумом. Вопрос ставится с акцентом на дополнительное поощрение самых опытных, добивающихся наилучших результатов труда специалистов. Заработают новые механизмы стимулирования эффективного труда.
В целом расходы на такие приоритетные социальные отрасли, как образование, здравоохранение, социальная защита населения, культура, физкультура, спорт и туризм с 2007 по 2010 годы возрастут в 1,3 раза.
- Удовлетворены ли вы результатом работы над среднесрочным бюджетом?
- Это чувство рождает только принятый и исполненный бюджет. А сейчас волнений хватает. К примеру, есть вопрос бюджетных заявок. Во многих из них отчетливо прослеживается валовой принцип формирования.
Всем известно, что есть утвержденный правительством области проект бюджета на 2008-2010 годы. И, тем не менее, мало кто готов сопоставить свои отраслевые финансовые аппетиты с реальными возможностями региона. В результате, подсчеты показывают, что общий объем финансирования по заявкам превышает установленные бюджетные параметры в 2008 году - на 5,3 млрд руб., в 2009-м - на 6,4 млрд руб., в 2010 году - на 5,7 млрд руб. Если сложить все цифры, то станет ясно: области дополнительно нужно изыскать почти 17,5 млрд руб.
А `плясать`, на самом деле, нужно не от вала, а от общих целевых установок. Чего мы хотим добиться? Какие задачи намерены решить в течение ближайшего трехлетия? Ответы на эти вопросы и позволят квалифицированно скорректировать заявки, обеспечить соизмерение поставленных целей с конечными результатами.
|