Надежды россиян, связанные с реформой жилищно-коммунального хозяйства, все чаще сменяются ироническими настроениями. Действительно, самая близкая к дому человека отрасль перегружена проблемами. За первых два месяца года рост тарифов в 4,5 раза превысил показатель инфляции. Кредиторская задолженность ЖКХ, в целом по России, превышает 300 млрд руб., дебиторская - 305 млрд руб. В Ленобласти, например, по итогам прошлого года объем кредиторской задолженности снизился на 1,5%. Зато дебиторская задолженность возросла на 7,6%
Держи бюджетный `карман` шире
Происходящие процессы приводят к росту долгов предприятий ЖКХ. Чтобы обеспечить их бесперебойную работу, в Ленобласти вынуждены возмещать убытки отрасли из бюджетного `кармана`. Только в 2006 году на эти цели было израсходовано более 1 млрд руб.
Кроме того, около 5% семей получали субсидии на оплату услуг ЖКХ. Около 1 млрд руб. потребовалось на предоставление некоторым категориям жителей льгот по оплате услуг отрасли. Сотни миллионов рублей направлены на реконструкцию, модернизацию объектов, предотвращение аварийности в сфере ЖКХ.
Складывающуюся в российских регионах ситуацию усугубляют не только зарабатывающие свой имидж на бедах ЖКХ политики. Постоянно озвучиваются и лоббируются противоречащие друг другу предложения и новации, призванные якобы улучшить положение дел в отрасли. То в ряде субъектов РФ речь заходит о необходимости отменить уплату НДС для организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. То газовики предлагают вывести плату за использование голубого топлива из состава коммунальных платежей и направлять эти средства напрямую газовым компаниям.
После подобного демарша, как полагают некоторые эксперты, аналогичное предложение может поступить и от энергетиков. Масла в огонь подливают и ограничительные санкции, увязывающие, к примеру, выезд граждан за рубеж с ликвидацией задолженностей по оплате услуг ЖКХ.
Как идет акционирование
Ясно, что все эти предложения и меры вряд ли помогут перевести отрасль на сугубо рыночные рельсы. Между тем лишь реально работающие рыночные механизмы способны привести ЖКХ к постепенному оздоровлению. Далеко за примерами ходить не надо. В свое время в Выборгском районе Ленобласти акционировали муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство. И сегодня оно уже начало работать рентабельно.
Большинство же муниципальных образований `проскочило` момент, когда рынок еще не довел многие предприятия до банкротства, не увеличил бремя их долговых обязательств и обветшание основных фондов. После того как это произошло, ход акционирования, естественно, замедлился.
Тем не менее, оно не остановилось. В прошлом году доля муниципальных предприятий от общего числа организаций ЖКХ в области снизилась с 58% до 45%. Для ускорения этого процесса в масштабах страны, казалось бы, целесообразно полностью списать долги отрасли. Об этом, кстати, уже не раз говорили с трибуны Госдумы.
Однако, судя по всему, государство к такому шагу пока не готово. Не так давно, давая интервью радио `России`, руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик вполне определенно высказался на эту тему: `Долги ЖКХ списывать никто не собирается...`.
У сторонников такой точки зрения есть свои резоны. В 1999 году уже проводилась реструктуризация кредиторской задолженности организаций отрасли по обязательным платежам, начисленным штрафам и пеням. Однако желаемого оздоровления большинству предприятий жилищно-коммунальной сферы она не принесла.
`12 шагов` могут оказаться малоэффективными
Еще один аргумент: программа такого оздоровления вроде бы разработана и согласована на разных уровнях, в том числе, Правительства России. Речь идет о подготовленных в Минрегионразвития законопроектах о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ и внесении изменений в статью 8 Закона о введении в действие части первой Налогового кодекса РФ.
Документами предусматриваются своего рода `12 шагов`, призванных облегчить финансовую ситуацию в отрасли. Среди них - инвентаризация задолженности предприятий, составление планов их оздоровления и включение в программы территориального оздоровления на разных уровнях бюджетной системы: от поселения до субъекта РФ. После этого решение о реструктуризации задолженности принимают налоговые органы, с предприятием-должником заключается соглашение, исполнение которого берется под строгий контроль. В общем, как говорится, и процедуры сложны, и бумаг они, очевидно, породят немало.
В то же время ряд специалистов утверждает, что `12 шагов` могут не принести желаемого эффекта. Во-первых, задуманный комплекс мер не устраняет основных причин образования долгов у предприятий ЖКХ. Во-вторых, предлагаемые меры не решают приоритетную проблему привлечения в отрасль инвесторов. Полагаю, на эти проблемы обратят внимание и думские законодатели.
Ленобласть ищет выход из ситуации в снижении непроизводительных потерь в отрасли. Полным ходом продолжается в регионе газификация, которая охватила уже 212 населенных пунктов. Реконструируют, переводят на газ и биотопливо котельные. Такие проекты, как `Северная инициатива`, позволяют привлекать деньги зарубежных инвесторов и расходовать миллионы евро на модернизацию систем водоснабжения и канализации. Техническая перестройка отрасли, безусловно, - серьезный фактор, способный подтолкнуть бизнес к участию в акционировании предприятий ЖКХ.
И все-таки убежден, что основные решения по продвижению реформы ЖКХ должны быть приняты на федеральном уровне. Если `оздоровительные` меры опять окажутся половинчатыми, то инвесторы и население, значительная часть которого стала собственниками жилья, окончательно разочаруются в преобразованиях. А ЖКХ так и останется `черной дырой`, в которой исчезают миллиарды бюджетных рублей.
|