В Петербурге сложилась взрывоопасная ситуация: власти города дали понять, что старые гаражи, за исключением окраин, рано или поздно снесут. Причем эта участь может выпасть владельцу любого из 230 тысяч гаражных мест, как снег на голову.
Масштабы, которые может принять конфликт, если он выйдет из правового русла, способны парализовать город. Автовладельцам не надо митинговать. Достаточно одновременно выехать в сторону Смольного - и гигантская автомобильная `пробка` в Центре гарантирована...
Правду ищут в суде
Когда отдельные инвесторы прихватывали под свои проекты территории, на которых располагалось до полусотни гаражных боксов, их владельцы, теряя имущество, молча стискивали зубы. Но когда такая перспектива затронула интересы свыше 3,5 тысячи владельцев машиномест, их нервы не выдержали. В конце февраля 2007 года от них в суд поступило не менее 500 исков. Остальные вынуждены выстраиваться в очередь: в неделю в суде принимают сотню подобных исков. Говорят, больше нельзя, иначе окажется парализованным остальное судопроизводство...
Ответчиками по искам выступают Комитет по благоустройству и дорожному строительству администрации Петербурга и ОАО `Западный Скоростной Диаметр` (ЗСД). Иного способа восстановить справедливость, по-видимому, нет. Жалобы - вплоть до Президента РФ Владимира Путина - ни к чему не привели.
Бокс - недвижимость или кладовка?
Самое сложное - создать судебный прецедент. Потому что, прежде чем вынести решение, предстоит определить: что же, с юридической точки зрения, представляет собой гараж.
Здравый смысл подсказывает: речь идет о строении, а потому - о недвижимости. И менять гараж следует на другой объект капитального строительства. Соответственно, владелец имеет право при сносе его гаража получить взамен машиноместо в паркинге.
Впрочем, закон можно трактовать иначе. Гаражи старого типа - кооперативы. С ними власти города заключали договоры аренды. Сначала - на длительный срок. Потом, чаще всего, - на год. Если срок аренды не продлевают, то типовыми договорами никакой компенсации кооперативам не предусмотрено. Власти теоретически могли просто изъять земельный участок.
Домик в садоводстве, оформленный в собственность владельца, `привязан` к земле, на которой построен. Участок под ним можно приватизировать. Гараж, с точки зрения властей, иное дело: земля под ним - государственная. Основание - тоже. А стены и крыша - движимое имущество. Приватизирован бокс или нет, значения не имеет: землю под гаражом его владелец закрепить за собой не может.
Дорога в никуда
При расторжении договора возможны варианты. Первый - выселение на другой участок. Вариант второй - расселение: взамен дают участки в разных местах. Поскольку речь идет о стояночной инфраструктуре, то вместо гаража могут выделить, скажем, только площадку для временной стоянки автомобиля. И за десяток километров от дома автовладельца.
Кооператив может и вовсе остаться без земли. Тогда его членам положена компенсация - стоимость расходных материалов с учетом их амортизации. Если цену назначат чиновники, то обещанные деньги окажутся равны стоимости телевизора или стиральной машины. Но никак не места в новом паркинге.
Практика показывает: компенсации еще только обещаны, а строительные бригады с бульдозерами уже на подходе. Не вывез имущество - гараж сравняют с землей. Машину эвакуируют и арестуют. Все зависит от той схемы, которую выберет владелец земли и как договорится с инвестором.
Автомобилисты будут защищать свои интересы
Как же так: с одной стороны, власти Петербурга стимулируют рост автомобилизации населения, с другой - оказываются не способными создать инфраструктуру, которая обеспечивает безопасную стоянку машин. Их просто негде оставить, как только у дома или вдоль проезжей части улиц. Это создает предпосылки для образования автомобильных `пробок`, провоцирует угоны.
Одной рукой правительство города сулит привилегии тем, кто согласится обустраивать новые автостоянки и паркинги. А другой - разоряет гаражные кооперативы. Вроде бы из бюджета выделяет ветеранам льготы, но тут же отбирает у них имущество. Ведь, по подсчетам Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), 30-40% гаражей в кооперативах Петербурга принадлежит пенсионерам.
Обо всем этом говорили на собрании председателей гаражных кооперативов Петербурга. Они решили объединиться и создать рабочую группу, которая надеется наладить диалог с правительством города. Но, судя по всему, до консенсуса в этом вопросе - очень долгий путь.
Мнения специалистов
Александр Вахмистров,
вице-губернатор Петербурга:
- Гаражи в Петербурге превратились в некий символ. Иногда они становились своего рода клубами по интересам. Гаражи могли использовать и как кладовки. А речь идет всего-навсего о машиноместах... Гаражи никому не выделяли навечно, а только во временную аренду. Если городу потребуется земля, гаражи могут снести.
Александр Викторов,
председатель Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга:
- Внешний вид старых гаражей плохо гармонирует с теми стандартами, на которые ориентировано современное градостроительство. Их должны заменить перехватывающие парковки и паркинги. Правда, строительство таких объектов требует солидных бюджетных средств. Целесообразно искать способы удешевления проектов. Например, создавать паркинги с `холодными` местами для машин.
Дмитрий Троян,
председатель отделения Всероссийского общества автомобилистов в Петербурге и Ленобласти:
- В Петербурге нет продуманной политики в связи с ростом автомоблизации населения. Сносят старые гаражи. А на замену - почти ничего. Две площадки под паркинги. Нет четкого определения, каким должно быть машиноместо. Под ним понимают и участок на автостоянке (открытой или под навесом), и площадку в многоярусном паркинге. Не учитывается то, что и стоянки, и паркинги должны быть разные: кому-то надо пристроить автомобиль на пару суток, а кто-то хочет арендовать машиноместо на долгие годы.
|