Правда, никто не отрицает и того, что крупные компании по-прежнему попадают в поле зрения рейдеров. Но те конфликты, которые происходили в крупных компаниях, вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский квалифицировал как корпоративные конфликты, где акционеры выясняли отношения.
Иными словами, в данном случае собственность перемещалась в рамках законодательства. Поэтому следует говорить о захвате имущества в ходе разборок между `варягами` и старыми хозяевами. Это рыночные процессы. В такие слияния и поглощения власти Петербурга не вмешиваются. Если же корпоративные конфликты вызывают социальные сдвиги в крупных масштабах, то тогда речь идет о влиянии на негативные тенденции. И одним из инструментов противодействия в данном случае, по мнению М. Осеевского, могут служить поправки в законодательство.
`Черные` рейдеры бьют по малому бизнесу
В отличие от 2004-2005 гг., в Петербурге в 2006 году не зафиксировано попыток силовых захватов крупных предприятий. В правоохранительных органах считают, что это результат ареста членов организованной группы, которая была связана с подобными операциями. Однако в бандитский переплет теперь попали владельцы целого ряда средних и малых предприятий.
Больше всего пострадали от попыток вымогательства владельцы сферы торговли и услуг, чьи магазины, парикмахерские, кафе располагались в помещениях, которые приглянулись рейдерам.
Интерес к коммерческой недвижимости подогревается высокими ценами на нее. Появились и новые формы захвата - под видом слияния с компанией, которая расположена в другом регионе. При этом владелец объекта недвижимости получает подложные документы, которые трудно проверить на подлинность, потому что они могут быть изготовлены, скажем, в Воронеже. Подобные сделки взяты правительством под особый контроль.
Всего за год на заседаниях Межведомственной комиссии при правительстве Петербурга по вопросам экономической безопасности (МКВЭБ) было рассмотрено 145 дел, из которых 5 рассматривали повторно. На последнем заседании обсуждалась ситуация, в которую попали 14 предприятий (ОАО `ВНИТИ`, `Аромалакс`, `Коммерческий центр `Путиловский`, `Санкт-Петербургский городской ломбард`,ЗАО `РоссНор`, `Неваль`, `СФ `НЕВАдорстрой`, `Золотая рыбка`, ООО `Транском`,`Фея`, `Лидия`, `Фирма `ОРП-2`, `Лавикон` и потребительский кооператив `Лето`).
Ситуация оказалась типичной для Петербурга: новые акционеры требовали выделить долю имущества, пытались сменить руководство предприятий и завладеть объектами недвижимости. Были случаи использования поддельных документов и криминальные наезды.
`Непрозрачный` бизнес увеличивает риски захватов
Пострадавшие вели себя по-разному. Некоторые вообще отказывались от комментариев, намереваясь решить свои проблемы без лишнего шума. Другие считали, что в правительстве Петербурга слишком узко смотрят на проблему рейдерства. Ведь специалисты МКВЭБ из всех рассмотренных случаев только два квалифицировали как рейдерские атаки. Во всех остальных случаях пострадавшим предложили бороться с `варягами` самостоятельно...
Некоторые пострадавшие утверждали, что сам факт обращения в комиссию полезен. Вынесение конфликта на такой уровень снижает эффективность действий захватчиков, потому что заставляет все инстанции давать информацию в правительство города. Ведь пострадавшим приходится сталкиваться и с фактами незаконных действий прокуратуры и органов внутренних дел.
Возникают у пострадавших и подозрения на то, что инициаторы `недружественных` слияний и поглощений аффилированы с сотрудниками налоговой службы и чиновниками. На это же косвенно указывают факты неправомерного внесения записей в регистрационные документы (ЕГРЮЛ).
Вывести махинаторов на чистую воду непросто: в большинстве случаев они пользуются прорехами в законодательстве. В связи с этим в комиссии был сформулирован ряд предложений. Они касались правил ведения реестра акционеров и его восстановления при утрате, распоряжений от имени уполномоченного лица и порядка действия в рамках доверительного управления предприятием, внесения данных в учредительный договор о передаче имущества.
Часть проблем можно решить на уровне правительства города, а часть - только на федеральном. Впрочем, как показывает практика, ряд `проколов` пострадавших возникает из-за непрозрачной корпоративной системы управления предприятиями.
Не случайно западные аналитики, оценивая уровень рисков вложений капитала в акции подавляющего большинства российских компаний, предупреждают инвесторов: директорам предоставлены слишком большие полномочия. И ничто не мешает, например, директору перед выходом на пенсию заключить сделку, которая может позднее обернуться потерями имущества для возглавляемой им компании. И тогда можно сколько угодно рассуждать, получил за это бывший глава предприятия вознаграждение от кого-то из акционеров или просто подписал бумаги не глядя.
Судя по статистике обращений в комиссию, как сказал М. Осеевский, ситуация на корпоративном рынке в Петербурге стабилизируется. Но не исключено, что рейдеры просто переключают внимание на другие субъекты РФ. Там еще непаханое поле для `недружественных` слияний и поглощений.
Межведомственная комиссия при правительстве по вопросам экономической безопасности создана для защиты предприятий от их недружественного поглощения в 2005 году, когда в городе был зафиксирован всплеск захватов компаний рейдерами с применением `черных` технологий как менее затратных по сравнению с `белыми`.
Структура обращений предпринимателей в Межведомственную комиссию при правительстве Петербурга по вопросам экономической безопасности и число дел в связи с фактами рейдерства в 2006 году
Всего обращений - 183
Из них принято к рассмотрению - 140
В том числе от предприятий по секторам:
промышленность - 34,3%
торговля и услуги - 28,5%
строительство - 18,0%
транспорт - 6,4%
прочие - 12,8%
Заведено уголовных дел - 26
Из них передано в суд - 4
|