Проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия, стремящиеся работать в сфере ЖКХ, очевидны, но вот только решать их не торопятся. Готовят множество различных аналитических записок, проводят `круглые столы` и семинары, однако лишь незначительную часть предлагаемых решений удается воплотить на практике.
Чиновники говорят предпринимателям: `Спешите приходить в жилищно-коммунальное хозяйство, это очень перспективный рынок`. Так оно, в принципе, и есть. По данным Ассоциации `Жилищный комплекс`, оказывая услуги субъектам ЖКХ, петербургские предприятия малого и среднего бизнеса могут ежегодно осваивать около 12 млрд руб. Для этого им предлагают участвовать в конкурсах на получение права обслуживать жилой фонд и проводить его капитальный ремонт, активно сотрудничать с объединениями собственников жилья. Но...
На победу в конкурсах могут всерьез претендовать лишь государственные предприятия, `локальные монополисты`, или управляющие компании, создаваемые строительными предприятиями в возводимых ими домах. Условия тендеров для малого бизнеса представляются практически невыполнимыми. Чего стоит, к примеру, определенная властями минимальная величина залогового взноса за каждый лот, которая составляет 350 тыс. руб.! Для многих конкурсантов это - неподъемная сумма.
Вместе с тем банки не могут предложить предпринимателям приемлемых условий кредитования, ставки налогообложения чересчур высоки. Но еще хуже то, что у субъектов малого бизнеса мало платежеспособных клиентов, поскольку систему товариществ собственников жилья в Петербурге развивают неэффективно.
ТСЖ властям неинтересны
На сегодня в городе на Неве эксплуатируют 20,5 тысячи многоквартирных жилых домов, в которых более или менее успешно действует около 5 тысяч объединений собственников жилья, в том числе 3 тысячи жилищно-строительных кооперативов и созданных в новостройках ТСЖ. Еще около 2 тысяч товариществ собственников жилья образованы в домах, относящихся к государственному жилому фонду.
Но почти 1,5 тысячи таких ТСЖ существует по большей части формально, на бумаге, поскольку они не хотят или не могут принимать на обслуживание ветхие, неблагоустроенные дома.
Если не знать обо всем этом, то цифры официальной статистики могут вызвать чуть ли не гордость за ЖКХ Петербурга - в городе создано почти столько же ТСЖ, сколько во всех населенных пунктах России, вместе взятых. При этом до 80% от общего объема по обслуживанию и ремонту петербургских жилых зданий оказывают `Жилкомсервисы`.
- Как только жильцы дома создают товарищество собственников жилья, власти теряют всякий интерес к его дальнейшей судьбе, оно попросту выпадает из сферы их интересов, - заявил Владимир Семенов, председатель ассоциации ТСЖ Центрального района Петербурга. - И тогда приходится по нескольку месяцев вести сложные переговоры с поставщиками энергии, которые после прекращения сотрудничества с государственной компанией и началом работы с ТСЖ становятся не слишком сговорчивыми в части оплаты их услуг. Когда наши законодатели разрабатывали механизмы проведения реформы ЖКЖ, они, вероятно, не учли, что в Петербурге есть Комитет по управлению городским имуществом. С его подачи из перешедшего в управление ТСЖ жилого фонда начинают `выгребать` все, что только можно, даже замки с решеток кое-где спиливают. Я уж не говорю о том, что крайне сложно найти и получить документы на дома старого фонда. Подчас документов просто нет!
- Существующая сегодня система товариществ собственников жилья полностью коррупционна. Чтобы изменить ситуацию, нужно, в частности, прекратить продажу нежилых помещений в многоквартирных домах до тех пор, пока не проведут подробную паспортизацию площадей. Меры нужно принимать немедленно, - таково мнение В. Семенова.
Идеи есть, а господдержки нет
- Для оздоровления системы ТСЖ нужно создать эффективную нормативно-правовую базу, четко определить порядок и принципы взаимодействия всех ведомств, так или иначе отвечающих за содержание жилого фонда в надлежащем состоянии, - предложил в начале ноября на заседании Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Алексей Степаненко, исполнительный директор Ассоциации `Жилищный комплекс`. - Необходимо все-таки принять закон о господдержке ТСЖ, который пока прошел только первое чтение в Госдуме. Нужно активнее разъяснять населению суть реформы ЖКХ и проводить большой комплекс различных мероприятий, но только денег на это сегодня, увы, не хватает.
По итогам заседания его участники решили просить администрацию Петербурга принять меры для предоставления предприятиям малого бизнеса более широких возможностей в конкурсах на право обслуживания жилого фонда. Кроме того, планировали обратиться к руководству города с предложением о предоставлении Общественному совету по малому предпринимательству постоянно обновляемой информации о зарегистрированных в городе ТСЖ и обслуживающих жилые дома компаниях.
Предложений по форсированию процесса реформирования ЖКХ поступает много. Тем не менее есть ощущение, что никто, по большому счету, точно не знает, как при нынешней социально-экономической ситуации в стране можно достичь заметных успехов в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства: где найти необходимые для этого ресурсы? как заставить чиновников относиться к своей работе с надлежащей ответственностью?
Мнения специалистов
Юнис Лукманов, председатель Жилищного комитета администрации Петербурга:
`Сегодня в Петербурге во многих жилых домах уже созданы ТСЖ, но до 80% от общего объема услуг по обслуживанию и ремонту жилья в городе оказывают структуры `Жилкомсервиса`. Лишь 30-50% таких предприятий работает эффективно, а остальные - плоховато или откровенно плохо. Необходимо развивать конкуренцию на этом рынке`
Владимир Яковлев, министр регионального развития РФ:
`Товарищества собственников жилья необходимо освободить
от уплаты налога на землю под переходящими в их собственность зданиями на срок от 3 до 5 лет,
не взимать с ТСЖ госпошлину, плату за открытие расчетного счета в банке и оформление правоустанавливающих документов, а также налог на прибыль, формируемую взносами на капитальный ремонт домов`
|