Дискуссия о том, куда и как зачислять налог на доходы физических лиц, продолжается давно. В поисках истины весной прошлого года губернаторы Ленин-градской, Московской и Тверской областей заключили соглашение о проведении совместного эксперимента. Он преду-сматривает перечисление этого налога не по месту работы, как это делается сейчас, а по месту жительства налогоплательщиков.
Но от разговоров до кон-кретных шагов дистанция оказалась, что называется, огромного размера. Выяснилось, что для проведения эксперимента требуется принятие решений на федеральном уровне, а путь к ним не был усыпан розами.
Куда перечислять подоходный налог?
Не так давно о необходимости продолжить эксперимент вновь говорил губернатор Ленобласти Валерий Сердюков на заседании президиума Госсовета Российской Федерации, где обсуждались вопросы совершенствования межбюджетных отношений. Возможно, это позволит ускорить процесс преодоления бюрократических процедур. Тем более что законопроект о проведении эксперимента, насколько известно, наконец-то поступил в Государственную Думу.
В условиях муниципальной реформы преимущества зачисления подоходного налога по месту жительства становятся все более очевидными. При этом удастся выстроить систему взаимной ответственности между местными органами само-управления и налогоплательщиками, проживающими, но не работающими на их территориях.
Правда, наибольший эффект такой эксперимент принес бы, конечно, в том случае, если бы его участниками стали соседствующие субъекты. Скажем, значительная часть жителей Ленобласти ездит на работу в Петербург. Но, очевидно, города-мегаполисы совершенно не заинтересованы в потере части средств подоходного налога и переадресации их в бюджеты регионов, откуда народ едет в крупные центры на заработки.
Будьте самостоятельны?
Пока эксперимент идет непросто, что можно сказать в целом и о самой налоговой реформе. Просчитать ее выгоды для субъектов РФ достаточно трудно. Налицо, например, тенденция постоянного снижения доли местных налогов в доходах территорий. Так, с 2001-го по 2005 год удельный вес таких налогов, в общей сумме собранных на территории доходов, сократился в Республике Карелия с 15% до 6%, в Ленинградской области - с 26% до 13%. Как это увязывается с принципом самостоятельности бюджетов всех уровней - объяснить трудно.
Причины известны. Еще в 2003 году был отменен налог на пользователей автодорог, а табачные акцизы - полностью переведены на федеральный уровень. Год спустя упразднены налог с продаж и целый ряд сборов, пополнявших бюджеты субъектов Российской Федерации, увеличена федеральная доля налога на добычу полезных ископаемых.
Компенсационные меры, предложенные Минфином РФ, не покрыли издержек многих регионов. По оценкам комитета финансов Ленобласти, бюджет территории из-за изменений в налоговом и бюджетном законодательстве ежегодно недосчитывается миллиардов рублей.
Кто снимает налоговые `сливки`
Не проясняет пока налоговая реформа непростую ситуацию и с налогообложением холдингов, регистрирующих, как правило, свои головные компании в крупных центрах. Вместе с тем филиалы и подразделения таких холдингов разбросаны по многим другим регионам страны. Такие дочерние структуры часто очень слабо влияют на увеличение бюджетных доходов тех территорий, на которых они расположены.
Получается, что благоприятные возможности для их работы создают многие субъекты РФ, а `сливки` снимают те регионы, где зарегистрированы головные офисы. Тем самым, по сути дела, нарушается принцип справедливости при распределении налогов.
Не стихают в стране и споры о возможности возвращения хотя бы части НДС в лоно региональных бюджетов, уменьшении чрезмерной концентрации налоговых поступлений на федеральном уровне. Ряд субъектов считает, что Минфин произвольно вмешивается в порядок распределения поступлений по некоторым видам подакцизной продукции...
Рост доходов или игра цифр?
Не случайно многие эксперты полагают, что рост бюджетных доходов субъектов РФ только на первый взгляд кажется впечатляющим. Вот цифры и факты. Объем доходов консолидированных бюджетов российских субъектов за последние 5 лет вырос в 2,8 раза. Однако реально этот показатель, с учетом инфляции, увеличился в 1,5 раза.
Кроме того, 53% этих доходов, или 1,14 трлн рублей, приходится лишь на 10 регионов страны. Среди них - Москва, Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская, Московская, Свердловская области и некоторые другие территории. Всем остальным субъектам остаются 47% доходов, что составляет 993 млрд рублей.
Чтобы устранить эти диспропорции, необходимо в ходе бюджетной и налоговой реформ непременно учесть интересы не только центра, `богатых` субъектов и налогоплательщиков, но и большинства российских регионов.
|