Напомним, что 27 сентября 2005 года правительство Петербурга приняло Концепцию развития потребительского рынка на 2005-2007 годы. Этим документом, получившим статус постановления, определено, что к 2007 году любой житель Петербурга должен иметь возможность дойти до продовольственного и непродовольственного магазина не более чем за 10 минут, в связи с чем количество магазинов в городе должно увеличиться с 10 тыс. до 11,2 тыс.
При этом торговая политика властей направлена в первую очередь на поддержку развития супермаркетов, гипермаркетов, крупных торговых центров (число супер- и гипермаркетов должно возрасти с 170 до 235). Задачей же мелкорозничной торговли останется восполнение недостатка магазинов в районах с неразвитой торговой инфраструктурой.
И все же малый бизнес выразил большую заинтересованность в открытии небольших магазинов, прежде всего в надежде на то, что новая городская программа поможет получить торговые места тем предпринимателям, которые лишились их на остановках общественного транспорта, но при этом почти ничего не получили взамен.
В конце апреля 2006 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко инициировала создание сети магазинов у дома, в какой-то степени альтернативной существующим крупным сетям. Новая сеть должна охватывать все районы города, и в ней будут продавать продукты первой необходимости. Петербургские производители поддержали этот проект в надежде на то, что он улучшит условия реализации местной продукции в магазинах города.
Осенью город планирует объединить под единым брэндом не менее 200-300 магазинов, где с минимальной наценкой будут продавать социальные продукты петербургских и областных производителей. Чтобы заинтересовать арендаторов этих площадей, город намерен присвоить магазинам коэффициент арендной платы как социально значимым объектам. Предположительно он составит 0,1.
Потребуются помощь и поддержка властей
По мнению самих предпринимателей, реализация проекта по созданию магазинов шаговой доступности потребует, несмотря на его формальное одобрение городскими властями, скрупулезной и ответственной работы всех участников, и в первую очередь - городских чиновников.
Вот что сказал об этом Алексей Третьяков, председатель совета СПб ассоциации малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка:
- У всех на слуху поправки в городское законодательство о том, чтобы разрешить торговлю спиртным в ночное время только крупным отдельно стоящим объектам. На первый взгляд, эта идея призвана оттянуть покупателей алкоголя в крупные сети. На самом деле задача гораздо глубже: значительное число небольших магазинов выживает именно за счет торговли алкогольными напитками, не отказываясь при этом и от торговли социально значимыми товарами. Запрет их убьет - и крупные ритейлеры привлекут в итоге не только любителей алкоголя, но и вообще всех покупателей. Город не должен принимать такой закон.
Далее. Стоимость постройки как стационарных, так и временных магазинов сейчас практически не различается и составляет до $1 тыс. за 1 кв. метр. Средний срок их окупаемости - 4-5 лет, плюс город требует, чтобы в сети шаговой доступности цены были невысокими. Потому для появления у торговца экономической заинтересованности в проекте гарантированный срок аренды участка должен составлять не менее 9 лет. Это тоже задача для властей городского уровня.
Третий вопрос - участившиеся случаи рейдерства, когда при участии районных властей подвергается оспариванию само право аренды участков. Опять же защитить малый бизнес может только город. Для решения этого вопроса нужно, чтобы решения об устройстве таких магазинов принимались комплексно и открыто, а районные администрации имели к этому минимальное отношение. Это должна быть единая целевая городская и комплексная программа, и к ней обязательно должны быть привлечены представители бизнес-сообщества.
И последнее. Мы видим, что сейчас крупные сети, например `Пятерочка`, уже подбираются к системе магазинов шаговой доступности. Так вот: ни в коем случае нельзя подпускать к ней сетевиков.
Как можно понять, последнее обязательство г-н Третьяков тоже хотел бы возложить на город.
Мнение эксперта
Виктор Туляков, президент Лиги предпринимателей торговли Санкт-Петербурга:
- Растолковать понятие `магазин шаговой доступности` никто не может. По-моему, это тот магазин, куда придет покупатель, потому что его удовлетворят цены, качество и ассортимент. Если я вынужден покупать в близрасположенном магазине нарезной батон за 15,5 рубля, то является ли он для меня магазином шаговой доступности? Или же, будь у меня время либо будь я пенсионером, я стал бы искать другой? Наверное, стал бы. И пусть доступный магазин будет `Пятерочкой`, лишь бы она удовлетворяла покупателя по всем вопросам. Для этого сеть должна насчитывать примерно 800 таких магазинов. |