Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Пятерочка` и `Перекресток`: первый год вместе - ЭиВ N 23 (658)
ТОРГОВЫЙ МИР
`Пятерочка` и `Перекресток`: первый год вместе
No. 23 (658) 25.06.2007
Алексей КРЫЛОВ
Год назад произошло объединение двух весьма крупных (а на продовольственном рынке - и вовсе крупнейших) российских ритейлеров - `Пятерочки` и `Перекрестка`. Что же из этого вышло?

В мае 2006 года мы провели краткий обзор комментариев, в большом количестве появившихся сразу же после объявления об этом слиянии. Напомним, что в последнем, 2005-м, году `разделенной` работы двух сетей их суммарный розничный оборот превысил $2,54 млрд, причем оборот `Пятерочки` был на треть больше, чем у ее партнера. При этом у петербургской сети была более привлекательная рентабельность - 12% против 7% у `Перекрестка`.

По мнению экспертов Retailer.RU - независимого информационно-аналитического портала профессионалов розничной торговли, синергетический эффект от слияния двух диаметрально противоположных бизнес-моделей был весьма сомнителен: у `Перекрестка` и `Пятерочки` слишком различались логистика, ассортимент, а сами магазины часто располагались излишне близко друг к другу. `Альфа-групп`, ставшая инициатором объединения, должна была иметь хороший план решения этих проблем.

На взгляд профессионалов, у этого слияния было только одно серьезное преимущество: двум сетям было достаточно объединить закупки - и их альянс получил бы беспрецедентные для российского рынка рычаги давления на поставщиков. Именно этого последние и должны были опасаться, о чем предупреждали участники дискуссии, развернувшейся на форуме Retailer.RU.

В реальности все оказалось еще хуже: синергии не получилось ни в продажах, ни в закупках.



`Пятерочка` как тормоз



В середине мая крупнейший ритейлер страны X5 Retail Group отпраздновал первый день рождения. Теперь эксперты называют синергетический эффект, ожидаемый год назад, `пресловутым`.

За 2006 год чистая прибыль X5 составила $103 млн. Выручка объединенной компании увеличилась до $3,55 млрд (в 2005 году две сети получили $2,37 млрд). Рост составил 49,8%, в то время как в 2005-м обе сети увеличили выручку в среднем на 34%. При этом, по сообщению журнала Smart Money, рост средней прибыли с одного магазина `Пятерочка` отставал от роста средней выручки.

Рост EBITDA (сокр. от earnings before income tax, deprecation and amortization - доходы без вычета подоходного налога и амортизации) одной среднестатистической `Пятерочки` составил за год 10, 68% (с $487 тыс. в 2005 году до $539 тыс. в 2006-м), а средняя выручка выросла с $3,9 млн до $4,4 млн в год (12,82%).

Это можно было бы объяснить большим числом открытых в 2006 году магазинов, которые не успели выйти на проектную мощность. Но аналитики Smart Money убеждены, что дело в другом: часть старых `Пятерочек` теряла своих покупателей (особенно заметно это было в Петербурге, где, собственно, большинство российских `Пятерочек` и работает).

Кроме того, в них падала или не росла сумма среднего чека. Согласно отчету Deutsche UFG, на который ссылается Smart Money, в 2005 году показатель снижения трафика в `Пятерочках` составил 3,7%. Отчасти это понятно: `Карусель`, `Лента`, `О`Кей`, Metro Cash & Carry и `Ашан` могли нанести серьезный удар по `Пятерочкам`, форма работы которых все чаще расценивается петербуржцами как устаревающая.

Объединенная сеть X5 взялась за устранение данной проблемы комплексно. Во-первых, с начала 2007 года серьезно выросла рекламная активность: на наружную и телевизионную рекламу сеть стала тратить около 1% оборота. По сообщению компании Х5, лояльность покупателей к питерским `Пятерочкам` возросла: за I квартал 2007 года товарооборот старых магазинов увеличился на 8%.

Во-вторых, объединенная сеть провела серьезный анализ цен, и прежде всего в `Перекрестке`: цены на самые ходовые товары были снижены. В итоге товарооборот питерских `Перекрестков` вырос на 17%. При снижении цен такое могло произойти только за счет роста посещаемости.



Единой закупки нет



Единая система закупок сети Х5 тоже пока полностью не сформирована. Дело в том, что ассортимент `Перекрестка` насчитывает 25 тыс. позиций, а у `Пятерочки` - всего 5 тыс. Совпадение ассортимента наблюдается примерно по 4 тыс. позиций. То есть база для объединения закупок не столь уж велика. Диктовать условия поставщикам не стало проще. С большинством сети до сих пор работают по отдельности и на разных условиях. К тому же двукратного увеличения объема закупок все равно не было - просто вместо двух сетей товар теперь реализует одна, но фактически в прежних объемах.



Надежда на новый формат



Таким образом, объединение двух столь разноформатных сетей и впрямь оказалось делом чрезвычайно непростым. Не случайно главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис неоднократно заявлял, что приоритетным форматом для развития X5 являются большие гипермаркеты, которых у X5 пока нет. За 5-7 лет их планируется открыть около 70. Около 25 могут войти в X5 в результате реализации компанией опциона на приобретение сети `Карусель`, которую сейчас строит совладелец X5 Андрей Рогачев. Стоимость `Карусели` оценивается аналитиками в $1 млрд.



Другие материалы рубрики
ТОРГОВЫЙ МИР
25.06.07Перемены в рознице
25.06.07Рокфор, бордо и другие французы
Французский маркетинг в Петербурге активизировали
25.06.07Петербургский ритейл пошел в регионы
25.06.07Рынок делает потребитель
Структура и перспектива рынка зависят от дохода и территориальной принадлежности потребителя
15.01.07Расцвет эпохи потребления,или Зачем петербуржцам столько гипермаркетов?
12.06.06Совет потребителю
12.06.06ЦМТ приглашает посмотреть и приобрести
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru