Продовольственные компании и ритейлеры Петербурга, столкнувшись с насыщением местного рынка, расширяют свой бизнес, выводя брэнды на федеральный уровень.
За последние полтора года практически все ведущие игроки продовольственного рынка объявили о выходе за пределы региона. Так, в ноябре 2005 года компания Sunway решила инвестировать в течение пяти лет около $500 млн и открыть в 2005-2008 гг. три логистических терминала (в Москве, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде) площадью 5-7 тыс. кв. м каждый. В феврале 2006 года дистрибьютор сыра `Артис` объявил об инвестировании $4 млн в развитие своей сети, чтобы к 2010 году попасть в пятерку крупнейших дистрибьюторов страны.
`В связи с этим мы собираемся сократить портфель брэндов до семи известных марок. Кроме того, мы собираемся создавать торговые представительства во всех регионах и городах-`миллионниках`, выстроить региональные дистрибьюторские сети, а также наладить фирменную фасовку и логистику`, - сообщил председатель совета директоров холдинга `Артис` Михаил Ляско.
Ведущее мясоперерабатывающее предприятие региона `Атриа Россия` (владеет заводом `Пит-продукт`) тоже объявило о работе над расширением продаж в Москве и городах-`миллионниках`.
Петербургские ритейлеры также увеличивают свое присутствие в регионах. В конце 2006 года крупнейшая в городе сеть гипермаркетов формата DIY `Максидом` приняла решение о выходе в регионы. `В течение двух лет будет построено минимум шесть гипермаркетов сети в регионах. Инвестиции в открытие одного такого магазина составляют примерно $15-20 млн`, - сообщил тогда Сергей Голиков, генеральный директор ООО `Максидом`.
Сеть гипермаркетов `Лента`, в свою очередь, за два года планирует довести число торговых комплексов, открытых за пределами Петербурга, до 15-16 магазинов.
Эксперты рынка отмечают, что при выходе в регионы компании сталкиваются с одними и теми же проблемами. Одна из ключевых - это поиск и подготовка персонала. Для соответствия более высоким стандартам ведения бизнеса, на которые опираются федеральные сети, необходимы значительная подготовительная работа и тренинги.
Официально компании не признаются в переманивании персонала у работающих в регионе конкурентов из числа крупных федеральных сетей. Однако эксперты считают, что без этого не обойтись, если ритейлер нацелен на достижение быстрого результата.
Производители отмечают нехватку в регионах компаний-партнеров для ведения совместного бизнеса. `Одна из сложностей для нас - это выбор правильного местного дистрибьютора с сильной финансовой базой и широкой сетью точек, куда мы будем поставлять нашу продукцию. Кроме того, нам приходится конкурировать с местными производителями, которые торгуют продукцией низкого качества по очень низким ценам`, - говорит Юха Руохола, гендиректор компании `Атриа Россия`.
Решать эту проблему в `Атриа Россия` планируют за счет конкурентоспособных цен, высокого качества продукта и привлекательной упаковки.
В сетевых компаниях среди сложностей развития в регионах называют недостаточное количество современных торговых площадей, а также отсутствие рынка земли. Таким образом, для решения проблем необходимы участие в девелоперских проектах, самостоятельное строительство супермаркетов, а также приобретение земельных участков на вторичном рынке.
Впрочем, несмотря на все трудности, региональная экспансия для местных игроков - это единственная возможность расширить свой бизнес, не выходя за рамки основной деятельности. Дело в том, что большая часть сегментов пищевого рынка Петербурга уже близка к насыщению, а сегмент городского ритейла и вовсе считается самым конкурентным в стране.
В то же время региональные рынки сейчас активно растут как в денежном, так и в объемном выражении. Так, по оценкам экспертов, в ближайшие годы основной прирост на рынке сыра и мяса будет идти за счет продаж в регионах, а сегмент магазинов, продающих товары для дома, насытится не ранее чем через 5-7 лет.
|