Бюджет Петербурга на 2006 год значительно превышает уровень 2005-го, который оказался рекордным за последние годы.
На что планируется направить средства? Каковы перспективы развития экономики города в ближайшее время? Об этом расcказал председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимир Бланк
- Владимир Викторович, весомую долю валового продукта (ВРП) Петербурга создает промышленность, в которой занята почти четверть населения города. В 2005-м наиболее динамично развивались такие отрасли, как машиностроение, металлургия и электроэнергетика. А каковы прогнозы на 2006 год?
- Ведущие отрасли останутся прежними. Промышленность, как и раньше, будет играть роль локомотива экономики города. Существенное увеличение выпуска продукции ожидается в обрабатывающем комплексе, в выпуске машин, оборудования и транспортных средств.
Рассчитываем на стабильный рост производства пищевых продуктов и кондитерских изделий.
Рост промышленного производства в городе вновь превысит аналогичный общероссийский показатель. В результате в Петербурге удастся удвоить ВРП раньше, чем в целом по РФ.
Растет влияние транспортных компаний, которые вышли на третье место среди налогоплательщиков, на экономику города. И это не случайно: Петербург - крупный порт, который динамично развивается. Идет строительство новых автотрасс и дополнительных развязок.
- Считается, что принятие нового Генплана развития Петербурга - один из шагов к переходу на долгосрочное планирование. Насколько реально сегодня строить планы на многие годы вперед, если многие процессы в экономике сегодня выглядят неустойчивыми?
- В Петербурге принята программа социально-экономического развития. И если планы правительства удастся увязать с бюджетной деятельностью, а ее, в свою очередь, сориентировать на конечный результат, то можно выйти на намеченные ориентиры.
Предприниматели и население хотят знать те цели, которые преследуют власти, потому что без этого сложно понять, как будет развиваться инфраструктура бизнеса, каковы приоритеты. Нужны закон о стандартах качества жизни в городе и план мероприятий для его реализации. Не исключено, что все это потребует поправок в городские законы.
При реализации крупных строительных и инновационных проектов важно понимать, на что подрядчики расходуют средства. В сфере городского хозяйства предполагается усилить контроль за тарифной политикой естественных монополистов и перейти на нормативный метод финансирования социально значимых программ.
Хотелось бы понять, что и сколько на самом деле стоит. Какова реальная себестоимость производства продуктов питания, сооружения 1 квадратного метра жилья, строительства и модернизации 1 километра проезжей части улицы.
Возьмем для примера общественный транспорт. ГП `Пассажиравтотранс` получает субсидии. А как их расходуют перевозчики? Насколько эффективно? Пока нет четких критериев оценки, нельзя и спросить за качество выполненных услуг...
Или другой пример. В 2005 году была введена в эксплуатацию первая очередь вантового моста. Во Франции тоже недавно ввели в строй вантовый мост высотой 300 метров - его считают одним из самых больших в мире. Если попробовать сравнить затраты на возведение этих двух объектов, то наталкиваешься на парадоксы.
Скажем, при пересчете затрат пропорционально весу металлоконструкций расценки на строительство моста в Петербурге окажутся значительно выше, чем во Франции. В данном случае средства на строительство предоставлены из федерального бюджета. Но ведь те же мостостроители в Петербурге выполняют и заказы на сооружение городских объектов.
По-видимому, придется менять систему выполнения горзаказов, переходить к аукционным торгам, чтобы повысить эффективность выполнения работ и затруднить сговор между их участниками.
Далеко не все устраивает в работе монополистов. В частности, при реформировании ОАО `Ленэнерго` появились генерирующие, сетевые и сбытовые компании. В прежние годы ОАО `Ленэнерго` накопило долг в виде невыполненных обязательств перед потребителями не менее чем на 3,5 млрд руб.
Энергетики могут выставлять напоказ какие угодно достижения, но факт остается фактом: деньги они получили, а договоры не выполнили. Предприятия не получают достаточных мощностей для развития. Жилые дома подключены по временным схемам. И все это не мешало прежнему ОАО `Ленэнерго` выплачивать солидные дивиденды акционерам...
- Но как в таком случае повлиять на энергетиков? Складывается впечатление, что теперь главная задача для них - генерация электричества и тепла. А как оно будет доставлено потребителям - дело десятое. Получается, что часть своих затрат сетевики перекладывают на потребителей. И руководство сбытовой компании вообще не хочет обсуждать эту проблему. До него теперь не достучаться...
- Цепочка `генерация - сети - сбыт электроэнергии и тепла` должна быть выстроена эффективно. Однако пока энергетики не предлагают вариантов, которые гарантировали бы решение всех проблем.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко четко обозначила позицию: при радикальном варианте целесообразно передать сетевую компанию на баланс города. Вопрос - о формах участия города в развитии сетевого хозяйства. Сейчас оно финансируется по остаточному принципу.
- И последний вопрос. Петербург привлекателен для инвесторов. Но они могут уйти и в другие субъекты РФ. Что, на ваш взгляд, нужно для стимулирования программ развития городской инфраструктуры?
- Один из методов регулирования экономики и сбалансированного развития городской инфраструктуры - налоговая политика. Предполагается совершенствовать методы оценки стоимости земли на основе кадастровой системы. Земля в центре города и на его окраинах не может стоить одинаково. Вопрос в том, какой должна быть эта разница.
В 2006 году попытаемся расширить пакет мер по содействию инвесторам. Речь идет не столько о льготах, сколько о `тонком` учете их потребностей при реализации новых проектов. Предпочтение будет отдано наукоемким отраслям.
Прогноз роста экономики
Петербурга к 2008 году,
% к 2004-му
ВРП +38%*
Промышленность
в целом +24% (+28%*)
В том числе машиностроение
и металлообработка
+40% (+46%*)
Выпуск товаров
и услуги +47% (+51%*)
*- Оптимистический сценарий
Источник: правительство Петербурга |