С 1 июня 2005 года в России вступит в силу Закон о бюро кредитных историй - специализированных организациях, осуществляющих сбор, хранение и предоставление банкам кредитных историй заемщиков. Появление кредитных бюро призвано сделать долговой рынок более прозрачным и предсказуемым, в перспективе - позволить банкам упростить и ускорить процедуру выдачи потребительских кредитов. Решение этих задач во многом зависит от того, насколько быстро и эффективно будут вести сбор информации отдельные бюро: уже очевидно, что на первых порах за лидерство на рынке будут бороться несколько крупных структур. Своим мнением на эту тему делится президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович
- Как вы считаете, должны ли российские кредитные бюро заниматься и работой с должниками по кредитам?
- В развитых странах кредитные бюро обычно не занимаются работой с должниками по кредитам, возврат долгов - задача специализированных структур. В России в соответствии с Федеральным законом `О бюро кредитных историй` в функции кредитных бюро не входит деятельность по возврату долгов.
- А что приносит основную прибыль кредитным бюро?
- Предоставление кредитных историй клиентов, а также скоринг, аналитические услуги, статистические исследования.
- Мы пойдем по западному пути - в том плане, что у нас будет одно-два крупных кредитных бюро на всю страну, или же наряду с компаниями-лидерами сохранится много небольших региональных структур?
- Полагаю, у нас все будет происходить так же, как и везде. Сначала будет создано много различных территориальных структур, в дальнейшем пойдет концентрация и более сильные начнут поглощать более слабых. Конечно, в регионах небольшие кредитные бюро смогут сохраниться, если займут четкую позицию в своем секторе - точно так же, как есть большие международные и общенациональные банки, а есть и маленькие местные. В США, к примеру, до сих пор существует около 700 кредитных бюро, но при этом есть два основных конкурента - `Экспириенс` и `Трансюнион`. И у всех есть своя доля рынка.
Уже объявлено о создании бюро совместно Ассоциацией российских банков и `Трансюнион`, агентством `Интерфакс` и `Экспириенс`.
На Северо-Западе России семь банков вместе с нашей ассоциацией тоже планируют создать Северо-3ападное бюро кредитных историй. Как система будет развиваться - понятно пока не до конца. К примеру, `Трансюнион` и `Экспириенс` - конкуренты, информацией друг с другом не делятся.
Соответственно, возникает вопрос: как в такой ситуации быть банкам? Запрашивать оба бюро и соответственно нести двойные расходы? Это открывает поле деятельности для региональных бюро, которые аккумулируют информацию о жителях конкретных территорий.
- В последнее время растет спрос на услуги частных финансовых консультантов и компаний, занимающихся доверительным управлением капиталами. Означает ли это, что банки постепенно теряют наиболее состоятельных частных клиентов?
- Думаю, теперь о доверительном управлении стали больше говорить, чаще рекламировать эти услуги, поэтому и складывается впечатление, что именно сейчас пошло заметное увеличение спроса.
- Иначе говоря, становится больше состоятельных людей и соответственно больше внимания к данной теме?
- Думаю, да. Хотя звучит немало критических выступлений насчет того, что мы плохо живем, да и я считаю, что могли бы жить лучше, но все-таки надо признать, что за последние годы уровень жизни людей заметно повысился. Рубль стал укрепляться, и на него ориентируются не только как на средство платежа, но и как на инструмент для инвестирования. Если раньше сбережения предпочитали держать в валюте и под матрасом, то сегодня все в большей степени - в рублях и в банках. А рынок выстраивается под эти тенденции.
- Очень много разговоров о паевых инвестиционных фондах, при этом очень мало говорится о деятельности общих фондов банковского управления, которые, по идее, должны быть реальными конкурентами ПИФам. В чем причина?
- У ОФБУ была несколько иная история, чем у ПИФов. Банковские фонды стали появляться с 1997 года, но после кризиса 1998 года многие из них прекратили существование. Даже те, которые сохранились, а это были в основном фонды крупных и средних банков, особой активности не проявляли: сначала большинство людей испытывали недоверие ко всему, что связано с банками, потом началась активная рекламная кампания ПИФов, а консервативные частные инвесторы все равно вкладывали в депозиты.
Соответственно первыми послекризисными клиентами ОФБУ были либо юридические, либо физические лица из числа клиентов самих банков, тесные отношения с которыми обеспечивали необходимый уровень доверия. Эта особенность привела к тому, что минимальные размеры первоначальных взносов во многие фонды устанавливались весьма высокие.
Сейчас, правда, намечается тенденция к их снижению: рынок коллективного инвестирования быстро развивается, и банки стараются привлекать новых клиентов. Тем более что по инвестиционным возможностям и ОФБУ, и ПИФы очень близки. Принципиальное различие между ними в том, что ОБФУ ориентированы на крупных инвесторов, а ПИФы - на средних и мелких. |