Наименьшие разногласия вызвала необходимость внесения изменений в Пакт стабильности и роста, одним из ключевых положений которого являлись санкции в отношении тех государств - членов ЕС, дефицит бюджета которых превышал 3%. На деле в эту норму не могли укладываться уже несколько стран. Но кое-где, чтобы избежать санкций, стали фактически вести двойную бюджетную бухгалтерию, представляя в органы управления ЕС улучшенные показатели.
Скандалы с подобным обманом партнеров по ЕС могли бы нарастать, но неожиданно за пересмотр этого положения пакта высказались европейские экономические тяжеловесы, и прежде всего - Германия, сама испытывающая трудности из-за роста дефицита бюджета. Поскольку в такой ситуации может оказаться любая страна Евросоюза, то их руководители легко согласились с выработанным накануне саммита министрами финансов предложением не вводить санкции против государств, где дефицит бюджета превысит 3%, если там проводят серьезные экономические реформы.
Гораздо труднее руководителям 25 стран ЕС дался пересмотр Лиссабонской стратегии, принятой ровно 5 лет назад и провозглашавшей создание к 2010 году на базе Евросоюза наиболее конкурентоспособной экономики мира. В середине срока стало ясно, что эта цель пока недостижима. По основным показателям экономика объединенной Европы еще заметно отстает от американской. Сравнение ряда цифр выглядит явно не в пользу ЕС:
США ЕС
Средний показатель 71,2 62,9
занятости, %
Занятых старше 50 лет, % 59,9 40,2
Доля затрат на науку 2,8 1,9
и исследования в бюджете, %
Лидеры стран ЕС сошлись на том, что нужно сосредотачивать общие усилия на создании новых рабочих мест в сфере высоких технологий, поддерживать предприятия, создающие качественно новую продукцию, совершенствовать систему образования в целях подготовки наиболее квалифицированных кадров.
Самым серьезным испытанием на саммите в Брюсселе стало обсуждение предложений по либерализации рынка услуг, так называемой директивы Болкестейна (по фамилии бывшего комиссара Еврокомиссии, отвечавшего за подготовку проекта). Если бы такие предложения были реализованы, то в более развитые страны ЕС хлынул бы из стран - новичков Евросоюза поток людей, готовых трудиться на новом месте за меньшие доходы и на условиях трудовых законодательств своих стран.
Подобные прецеденты уже начали будоражить общественность. Например, профсоюзы Швеции заблокировали деятельность строительной бригады из Латвии, взявшей подряд на гораздо более льготных условиях для заказчика, чем предлагали сами шведы. Такой подход получил название `социальный демпинг` и был встречен общественностью стран - старожилов ЕС в штыки. Особенно сильно возбуждено было общественное мнение во Франции, где пресса стала предсказывать в случае принятия директивы Болкестейна провал референдума по Конституции ЕС, намеченного на 29 мая.
Президент Франции Жак Ширак в Брюсселе не скрывал своей радости от того, что было решено отложить либерализацию рынка услуг до лучших времен, внеся в директиву необходимые поправки.
Руководителей стран, вступивших в ЕС в прошлом году, такое решение разочаровало. Им слишком явно дали понять, что национальные экономические интересы и настроения избирателей в ведущих странах ЕС пока предпочтительнее, чем интересы и ожидания населения стран - новичков Евросоюза. |