Так только заходит разговор о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), неизбежно встает вопрос о российских государственных стандартах и приведении их в соответствие с международными. При этом перед отечественными производителями эта задача стоит в обоих ее проявлениях - и юридическом (соответствующим образом оформленные уполномоченной организацией документы), и практическом (достижения этих самых стандартов в процессе производства товаров и реализации услуг)
Стандартами пугают, на унифицированные стандарты уповают. У стандартов даже есть свой всемирный праздник - 14 октября, который отмечается с 1970 года.
С конца 90-х годов прошлого века российские потребители привыкли считать, что указание на упаковке номера ГОСТа, с соблюдением которого произведен тот или иной товар, дает гарантию, что данная продукция, по меньшей мере, будет выполнять свои функции. В постперестроечный период, когда пытавшиеся удержаться на плаву или вновь зарождавшиеся предприятия не могли обеспечить производство товаров в полном соответствии с ГОСТами, общегосударственные стандарты заменяли отраслевыми и фирменными ТУ (технические условия). И систем ТУ было могло быть столько, сколько предприятий.
На сегодня, когда вступление в ВТО и присутствие на международных рынках обещают стать реальностью, понятно, что каждому из предприятий по отдельности и России в целом необходимо унифицировать свои системы стандартов. В соглашении по техническим барьерам в торговле, принятом в рамках ВТО, международные стандарты рассматривают в качестве важнейшего инструмента по устранению этих барьеров.
Некоторые отечественные экономисты предполагали, что введением жестких стандартов по качеству можно будет закрыть рынок от дешевых китайских товаров (текстиля, обуви, одежды), поддержав, таким образом, свою легкую промышленность. Но существование международных стандартов и документальное подтверждение, что поставляемый продукт им соответствует, могут лишить отечественных производителей этого инструмента защиты.
Евросоюз также ориентирует свою техническую политику на международные стандарты. И страны бывшего соцлагеря несут сегодня значительные потери из-за того, что их предприятия и продукция не были своевременно подготовлены к четким требованиям международных унифицированных стандартов.
Ядро системы международных стандартов (своеобразной базы технического законодательства) сегодня составляют три организации: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз телекоммуникаций (МСЭ).
Нынешняя ситуация в системе отечественной стандартизации пока далека от идеальной, а сама система находится в стадии реформирования. Принятые в начале 1990-х годов Федеральные законы `О стандартизации` и `О защите прав потребителей`, согласно которым к нормативным документам стали относить
ГОСТы, ОСТы, СанПины, СниПы, сформировали гигантский по количеству (но не по качеству) отечественный фонд действующих нормативных документов - около 60 тысяч документов, каждый из которых содержал хотя бы одно обязательное требование. А когда предприятие не может выполнить все требования, то какая ему разница: 14 или 102 пункта нарушать?
Федеральный закон `О техническом регулировании` определил, что в результате реформы обязательные требования должны быть сведены к 1000 технических регламентов, которые будут сопровождаться добровольными стандартами. Эти регламенты и стандарты изначально должны быть разработаны с учетом международных требований.
В соответствии с этим законом в России будет введена единая информационная система технического регулирования. Пока же в опытную эксплуатацию запускается комплексная автоматизированная система распространения официальных изданий по техническому регулированию. В число ответственных исполнителей этой работы включен центр стандартизации и метрологии ФГУ `ТЕСТ - Санкт-Петербург`, фонд стандартов которого включает сегодня более 26 тыс. нормативных документов. Это международные, межгосударственные и национальные стандарты.
Наиболее предприимчивые бизнесмены, не дожидаясь коллективного перехода к всеобщей и обязательной стандартизации, проявляют инициативу, запрашивают информацию, обучают специалистов и строят свой бизнес, ориентируясь уже на международные стандарты. Однако на большинстве предприятий процесс приведения применяемых требований и документов в соответствие с унифицированными находится в начальной стадии. `Когда буду продавать за рубеж, тогда и приведу все в соответствие`, - сопротивляется российский бизнесмен. Те, кто поставляет продукцию в другие страны уже сегодня, знают, что иностранный покупатель переговоры начинает с вопроса о соответствии товара стандартам.
Отечественная промышленность растеряла способность серийно производить качественную продукцию. Соблюдение стандартов для российских производителей - это не только способ интеграции в мировую экономическую систему, но и реальный инструмент восстановления утерянных свойств. |