Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский в начале лета заявил, что ключевой задачей правительства во II половине 2004 года станет работа по привлечению инвестиций. Причем,
в отличие от прошлых лет, все внимание отдается точечным мерам, которые позволят в первую очередь активизировать инвестиции в основной капитал
Правительством Петербурга выдвинут пакет законодательных инициатив. Часть из них уже удалось реализовать: с 1 июля вступил в силу закон Петербурга о едином налоге на вмененный налог. `Мы были его инициаторами и сейчас продолжаем мониторинг ситуации в сфере налогообложения малого предпринимательства`, - подчеркнул вице-губернатор.
В Петербурге начали структурировать работу с разными категориями инвесторов. Особо выделяется группа предпринимателей, реализующих новые проекты. В августе представлен законопроект, который даст крупным инвесторам льготы по уплате налога на имущество: до 4% снижается ставка на то имущество, которое создается в городе. Иными словами, льгота предоставляется при создании новых налогообразующих ресурсов. Именно поэтому от таких мер городской бюджет не теряет средства, а выигрывает: создаются новые компании и новые рабочие места, увеличивается капитализация недвижимости и создаются предпосылки для пополнения бюджета в дальнейшем. Фактически предприниматель получает право для легальной оптимизации расходов.
Второе направление поддержки инвесторов - упрощение процедур создания новых производств и развития действующих. Для этого в городе создано Агентство промышленных инвестиций, призванное упростить бюрократические процедуры при подготовке пакета документов и подготовить земельные участки под производство, хотя, и пока не совсем понятно, как в связи с этим будут перераспределены полномочия других комитетов, как они впишутся в принцип `одного окна`, который олицетворяет собой агентство...
Третье направление - работа с монополистами и усовершенствование структуры городского заказа. Основная задача - сблизить интересы инвесторов и заказчиков.
Четвертый комплекс мер связан с оптимизацией земельных и арендных отношений. Во II половине 2004 года намечено изменить стоимость и порядок взимания аренды и процедуры выкупа земли. Нынешняя методика делает выкуп земли непривлекательным. На это прямо указывает статистика: из 1,5 тыс. га, которые предназначены для этого, передано в собственность или долгосрочную аренду только треть. Планируется упростить продажу и вывод земельных активов на рынок.
Новая методика расчета арендной платы составляется на основе кадастровой стоимости земли. Кадастр недвижимости, сдаваемой в аренду, планируется составить к 2006 году. Сегодня структура платежей непрозрачна: за два участка, находящихся в двух шагах друг от друга, могут взимать плату, различающуюся в несколько раз. Кроме того, планируется упорядочить предоставление льгот, чтобы стимулировать крупные предприятия избавляться от неиспользуемых площадей.
Однако многое будет зависеть, как прокомментировали риэлтеры, от степени подготовленности участков под новые проекты. Кроме того, должно учитываться целевое назначение земель. Сейчас известны примеры, когда на месте, скажем, заводского стадиона пытаются возводить жилой дом. Такой подход к бизнесу вряд ли поддержат горожане.
В целом же политику взимания арендной платы предполагается выстроить так, чтобы она создавала условия для выкупа земли. Это должно гармонизировать стоимость передачи ее в долгосрочную аренду или в собственность.
Также разрабатывается ряд пилотных проектов, который поможет инвесторам в рекрутинге персонала. Модельным проектом, на котором будут отрабатываться механизмы совместного финансирования подобных инициатив бизнесом и государством, рассматривается программа подготовки кадров для судостроения. Отрасль выбрана не случайно: сейчас она приносит бюджету значительные доходы, поэтому достойна господдержки.
В дальнейшем намечено отрегулировать отношения между вузами и предприятиями: первые должны получить параметры подготовки специалистов. Вольница, позволяющая сегодня профильным вузам самим выбирать, какие готовить кадры, в перспективе кончится. Опять-таки не вполне понятно, как будут вводить квоты или разнарядки. Но концепция сейчас формируется...
Наконец, в правительстве собираются активнее лоббировать интересы петербургских промышленников на рынке. Она включает в себя, в частности, участие в разработках федеральных программ развития. Форма сотрудничества с отраслевыми структурами строится с учетом опыта, приобретенного в атомной энергетике. Смысл в том, чтобы найти наиболее удачный вариант сочетания федеральных и региональных интересов.
Среди инструментов, способствующих привлечению инвестиций, называют также поддержку обустройства инфраструктуры (транспортной, инженерной и других). В связи с этим намечены переговоры с рядом ведомств, отвечающих за инфраструктуру, в целях корректировок их бюджетов в интересах города.
Будут использованы и традиционные методы улучшения инвестиционного климата, включая привлечение кредитов финансовых институтов. Недавно правительству Петербурга удалось получить заем Всемирного банка в $161 млн. М. Осеевский отметил, что его условия крайне выгодные: городская часть займа предоставляется на 17 лет по ставке Libor +1,5%. За счет этих средств планируют, прежде всего, отремонтировать дороги, мосты, головные источники теплоснабжения, развивать сеть городского транспорта. |