Об этом сообщил еще в середине июля журналистам на своей последней перед парламентскими каникулами пресс-конференции председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищному строительству Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов. Тогда Госдума РФ только обсуждала `социальный пакет` законов, и в каком виде его примут окончательно - не было известно. Однако у городских парламентариев, по словам М. Амосова, похоже, особых сомнений не было: примут закон в таком виде, в каком необходимо Правительству РФ. Так и случилось.
Не будем пока говорить о качестве подготовки, в частности, закона о замене льгот денежными выплатами и той спешке, с которой она велась. Важнее другое: какие последствия принесет принятие этого закона, в том числе и для Петербурга? Ведь уже в сентябре местному парламенту предстоит формировать бюджет 2005 года, а значит изыскать средства для обеспечения льготников.
Тяжесть монетизации -
на плечи регионов
Ни для кого не секрет, что дополнительная нагрузка по финансированию, в том числе и выплаты по льготам, придется именно на регионы. Это отмечала, кстати, и депутат Госдумы РФ от Петербурга Валентина Иванова (фракция `Единая Россия`), побывавшая в начале августа на берегах Невы, чтобы разъяснить суть принятого закона о замене льгот денежными выплатами.
Она сказала, что закон этот необходим прежде всего для того, чтобы восстановить социальную справедливость: у нас в стране 103 млн граждан имеют право на льготы, а фактически получают их в нынешнем году только 30 млн человек. Остальным же не достается ничего, хотя формально право у них такое есть.
Пожалуй, с В. Ивановой нельзя не согласиться: льготы предоставляют, конечно, в основном жителям крупных городов, а в небольших населенных пунктах ими просто не пользуются. Правда, недавно в прессе появилось сообщение, что идея принять такой закон созрела у чиновников, после того как один из подобных `необеспеченных` льготников выиграл у Правительства РФ иск в Конституционном суде и тем самым создал прецедент, который мог повлечь за собой сотни, а то и тысячи таких исков.
Но, повторим, вся тяжесть проводимых социальных реформ ложится все-таки на бюджеты крупных городов, где на 1550 руб. (с вычетом стоимости `социального пакета`), предложенных в качестве компенсации льгот не очень-то разгуляешься.
Цену восстановления такой социальной справедливости В. Иванова тоже назвала: если в 2004 году на обеспечение льгот отводилось всего 60 млрд руб. (в бюджете заранее закладывали их необеспеченность), то на 2005 год - 171 млрд руб. Сумма, конечно, почти в 3 раза больше, однако хватит ли ее, чтобы обеспечить тот комплекс социальных гарантий, который ранее обеспечивали льготы?
Супермонстр ценою $25 млрд
Не верят, оказывается, и сами депутаты Госдумы РФ. По словам А. Митрофанова, заместителя председателя фракции ЛДПР в Госдуме, ряд парламентариев просто обязали голосовать за этот закон. А, безусловно, положительное отношение к нему было разве что у некоторых министров.
И это понятно: цены на лекарства будет определять министр экономического развития и торговли Герман Греф, а четверть госбюджета контролировать - Михаил Зурабов. Ведь из маленького Минтруда, возглавляемого им, сейчас Министерство здравоохранения и социального развития РФ превратилось в супермонстра с бюджетом в $25 млрд. Кстати, проведенная бывшим управляющим ПФ РФ пенсионная реформа дает 17 млн руб. экономии в год, замена льгот на денежные выплаты, видимо, должна принести государству не меньшую выгоду. Иначе зачем она затевалась? Ответ напрашивается один: уже в 2006 году нашей стране предстоит выплатить по иностранным займам столько, сколько не платили до сих пор. Вот и реформа подоспела...
Пока есть возможность
Вернемся к проблемам региональным. В соответствии с принятым законом о замене льгот денежными выплатами в 2005 году льготы в жилищной сфере пока сохраняются. Льготы по оплате телефона зафиксированы в `Законе о связи` и тоже в течение следующего года будут действовать. Но согласно законодательству Петербурга за счет городского бюджета должны быть предоставлены льготы на транспорт (стоимость проезда льготников в пригородных электричках пока включена в `социальный пакет`, финансирующийся из Центра).
Хватит ли в бюджете Петербурга средств, чтобы обеспечить льготы на внутригородской транспорт? А если нет - где их изыскивать? Очевидно, в карманах более состоятельных граждан. Благо федеральные власти дали региональным чиновникам для этого соответственные полномочия, облегчив местным властям возможность повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Теперь монополистам для поднятия платы за воду и электроэнергию не нужно проводить независимую аудиторскую экспертизу реальной обоснованности этого повышения.
В июле в городе на Неве уже повысили тарифы на оплату услуг ЖКХ, а с сентября, когда большая часть петербуржцев вернется с дачных участков, их ждет еще один сюрприз: повысит цены и Ленэнерго, ну а там и другие монополисты не захотят остаться в стороне... Словом, реформа - в действии.
|