Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Наука выживать - ЭиВ N 23 (510)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Наука выживать
No. 23 (510) 21.06.2004
Любовь Шабалина
По мнению ученых, финансирование науки в СССР было организовано лучше, чем сегодня. Сейчас есть `очаги` инноваций, которые поддерживают в большей степени энтузиасты. О том, как выживают инновационные предприятия, наш корреспондент беседует с исполнительным директором ООО `Импульсные системы`, кандидатом физико-математических наук Михаилом Толстобровым



- Расскажите, какие очаги инноваций есть сегодня в Петербурге?

- Фактически первым `очагом` в сфере инновационного бизнеса в Петербурге стало ЗАО `ИЛИП`. Оно в свое время получило в пользование небольшое здание. Его постепенно заселили мелкие фирмы. За счет аренды ЗАО `ИЛИП` приобрело первоначальный капитал. В 1994-м предприятие стало представителем Фонда содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд предоставляет гранты на безвозмездной основе и кредиты на льготных условиях частным инновационным компаниям...

- Какие средства использует ЗАО `ИЛИП` для финансирования инновационных частных предприятий?

- `ИЛИП` создал фонд `ГАПР` (Гарантийный фонд продвижения научно-технической продукции) по принципу венчурного финансирования, поскольку бюджетных средств на всех не хватает. В других странах инновационный бизнес поддерживает государство, но много средств на эти цели не расходуется, потому что наукоемкие предприятия самые рискованные.

Выстраивается система, которая позволяет частным инвесторам помогать таким предприятиям. В случае удачного вложения средств отдача здесь выше, чем где-либо.

В США есть биржа акций наукоемких компаний, куда с улицы не попадешь. Инвестор должен представить свою кредитную историю. И предприятие, продающее акции, тоже обязано представить о себе всю информацию. В случае искажения данных оно несет уголовную ответственность.

В России примерно 90% частных компаний работает `в тени`, поэтому говорить о достоверной информации не приходится. Правда, с введением упрощенной системы налогообложения финансовая отчетность стала намного прозрачнее. Если раньше никому в голову не приходило ставить на баланс интеллектуальную собственность (налог зависел от ее величины), то теперь это можно смело делать.

- В России по стандартной схеме венчурного финансирования работали иностранные венчурные фонды...

- Не сказал бы, что успешно. Я, во всяком случае, не знаю статистику: сколько компаний они профинансировали? какие получены результаты? После 1998 года многие фонды ушли из России. Они появились только в 2000-м. Но активно работать не стремились, потому что не были уверены в нашей экономической стабилизации. Деньги вкладывались в недвижимость, в итоге у нас сильно подскочили цены на жилье.

У меня складывается впечатление, что перед иностранными инвесторами, связанными с наукоемким бизнесом, стоит одна задача - не потратить в России ни доллара. Им проще и дешевле нанять команду менеджеров, которая будет только просматривать данные рынка, не производя никаких вложений.

Но их тоже винить особенно в этом не стоит, поскольку за экономическую разведку платят, а за вложения в сверхрисковый бизнес могут и наказать.

- Есть ли в Петербурге структуры поддержки инновационного бизнеса, созданные на бюджетные деньги?

- Действуют несколько инновационно-технологических центров (ИТЦ), созданных в городе в прошлом году на средства программы развития малого инновационного бизнеса. Создан городской координационный инновационный центр. Но дальнейшая судьба этих центров не очень понятна. На бюджетные деньги для центров отремонтировали помещения, закупили оргтехнику, и на этом проект закончился.

Дальнейшее существование ИТЦ стало делом тех, кто здесь работает. Фактически образован консультационный бизнес, не имеющий никаких заделов, а требуется, чтобы он сам себя обеспечивал.

- В проекте перспективного плана развития Петербурга акцент делают на развитие услуг. Можно ли ожидать поддержки научно-технического направления?

- Вопрос непростой. Действительно, нужен ли инновационный бизнес, если можно использовать местоположение города как портового и приграничного? И деньги зарабатывать не на рискованных вложениях, а на туризме, который дает сразу отдачу.

Для бюджета инновационный бизнес не очень выгодный. Он станет нужным в том случае, если речь пойдет об укреплении обороноспособности страны. И тут выяснится, что электронная база, на которой строится не только бытовая, но и военная техника, в стране разрушена.

Все наши современные технологии построены на импортных микросхемах. Если их поставки прекратят по каким-либо причинам, то отечественное производство, где их используют, остановится. Те, кто это поймет, начнут поддерживать инновационный бизнес. Но восстановительный процесс будет долгим.

- Неужели у нас так мало компаний, которые работают в области технологий двойного назначения?

- Почему же, такие компании есть, в том числе и в Петербурге, но они не играют ключевой роли в укреплении обороны страны. Развитие технологий двойного назначения за счет регионального бизнеса неперспективно. Здесь должно быть участие государства. Деньги, которые дают иностранцы, предназначены в основном на развитие экологических программ.

Как только дело касается обороны, начинаются проблемы с финансированием. Вместе с тем в США инновационные фирмы выполняют заказы для военных нужд. Они не делают баллистические ракеты, но какую-то электронную плату или часть системы им изготовить доверяют.

- Несколько лет назад был разработан проект концепции развития венчурного финансирования в России. До сих пор он не принят. С чем связана задержка?

- Я с этим не знаком, но могу предположить, из-за чего дело застопорилось. На совещании в Минэкономразвития, где обсуждалась среднесрочная программа экономического развития страны, речь зашла о том, куда следует вкладывать больше средств: в сырьевой сектор или в наукоемкие предприятия?

Теоретически все готовы были поддержать инновационное направление, но реально деньги находятся в ТЭК. Сырьевой сектор решает, куда лучше вкладывать бюджетные средства.

- Неужели все так мрачно?

- Попытки повернуться лицом к этим проблемам есть, но они встречают серьезное сопротивление со стороны сырьевых олигархов. Если отдельные лица будут продолжать распоряжаться доходами от продажи сырья, то мы еще долго не сдвинемся с места. И как бы инновационная волна, о которой сейчас говорят, нас просто не убила. Многие государства сделают рывок вперед, а мы окажемся в каменном веке.

Другие материалы рубрики
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
28.04.08Оборот малых предприятий вырос
28.04.08Новые горизонты продуктовой олигополии
28.04.08Задач у СПП много, и все - первоочередные
14.04.08Леса должны `работать` более эффективно
14.04.08`Степан Разин` открыл музей пива
14.04.08Новгородцы попадают в сети
14.04.08Деньги `ползают` под ногами
Виноградных улиток из Псковской области будут поставлять к столу европейцев
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru