Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Вложения в мир и согласие - ЭиВ N 4 (491)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Вложения в мир и согласие
No. 4 (491) 02.02.2004
Лариса СИДОРИНА
Последние два-три года на все большем числе российских предприятий стали задумываться о корпоративной культуре, понимая ее значение для своего бизнеса. Постепенно и Россия приходит к тому, что прозрачный социально ориентированный бизнес становится выгодным



Тема социальной ответственности бизнеса обсуждается широко и достаточно часто. Для одних это предмет исследований, для других - возможность заявить о своем мнении, для третьих - принципиальная позиция.

Собираясь за круглыми столами, представители бизнеса, государственных структур и общественных организаций пытаются не только прийти к единому пониманию сути вопроса, но и выработать технологию и механизмы сотрудничества этих трех структур в интересах общества.

Под социальной ответственностью бизнеса каждый из членов сообщества понимает свое и, как оказалось, вполне конкретное.

Чиновник считает, что высокое звание социально ответственного предприятия может нести только то, которое исправно перечисляет все налоги, предоставляя таким образом государству возможность содержать бюджетные сферы, выплачивать пенсии и пособия.

Бизнес смотрит на свою социальную ответственность несколько иначе: если не дается подсказок типа `выберите, пожалуйста, из списка`, то большинство предпринимателей определяют ее как выпуск качественной продукции, которая не навредит потребителю. Другие заявляют, что отдают долг обществу, регулярно выплачивая достойную заработную плату своим сотрудникам. Третьи - участвуя в благотворительной деятельности.

При этом, по данным Ассоциации менеджеров, 52,9% крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой государство и бизнес могли бы совместно определять не только приоритеты социальной политики, но и те области, где бизнес, неся социальную нагрузку, соблюдал бы и свои интересы. Что касается руководителей малых предприятий (малых как по статусу, так и по размерам), то чаще всего (видимо в силу оперирования меньшими средствами) они пытаются рассматривать этот вопрос практично и приземленно: `Я готов оказать помощь, но какие льготы и преференции я получу за это от государства?`.

Дальше всех как в понимании вопроса, так и в формулировке идут общественные организации. Именно они предлагают рассматривать социальную ответственность бизнеса в совокупности: и выпуск качественных товаров, и выплата достойной зарплаты, и открытость компании, и качество обслуживания покупателей, и следование правилам корпоративного поведения.

При этом здесь тоже нет единства - у каждой общественной организации, занимающейся данным вопросом, свой набор критериев.

Для общества, перед которым, собственно, и должен испытывать ответственность бизнес, важно одно - чтобы бизнес не был оторван от решения общественных проблем.

Результаты реализуемого в 2002-2003 гг. исследовательского проекта `Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания` подтвердили: в крупных компаниях, достигших определенного уровня в своем развитии, и в компаниях с участием иностранного капитала, где уже сложилась определенная корпоративная культура, при формировании бюджетов рассматривают широкий спектр социальных составляющих. Причем 67% респондентов считают, что наиболее успешные компании являются и наиболее социально ответственными.

И на благотворительные цели как одно из направлений эти компании выделяют больше денег, несмотря на то что значительная часть этих затрат попадет под обложение налогом на рекламу.

`Проводя благотворительный концерт, мы платим налог на рекламу, хотя нигде никакой рекламы не даем, - рассказала менеджер по работе с общественными организациями компании `Филип Моррис` Наталья Корчагина. - Но факт остается фактом: мы спонсируем концерт - значит это реклама. Нам проще заплатить, чем российским компаниям, мы считаем, что пользоваться льготами по благотворительности для нас в какой-то мере и неэтично. Мы льготами не пользовались и тогда, когда они были, чтобы не сложилось мнение общественности, что мы оказываем благотворительную помощь ради рекламы`.

С другой стороны, многие отечественные предприниматели сегодня достойную зарплату рассматривают как гарант самого существования и нормального функционирования предприятия. Виктория Левина, представлявшая на `круглом столе`, организованном в рамках проекта `Корпоративная социальная ответственность в Северо-Западном регионе России`, группу компаний `Автодом`, подчеркнула: `Инвестирование в зарплату - это в наших интересах, мы, учитывая высокий уровень конкуренции на рынке труда, должны заботиться о нашем предприятии, заботясь о сотрудниках`.

Какие механизмы могут заставить бизнес тратить больше денег на социальное направление?

Одним из таких стимулов участники упомянутого `стола` назвали введение практики регулярной публикации отчетов о потраченных на социальные нужды и благотворительность средствах в СМИ. Публичность и освещение положительного примера должны (и так считают многие) осуществляться на безвозмездной основе.

По мнению Аллы Трубниковой, советника управляющего Национального резервного банка, `элементарная этика говорит о том (и на Западе это повсеместно принято), что когда кто-то оказывает помощь, это освещается. Это придает дополнительный стимул для дальнейшего развития социальных проектов, и другие компании, присоединившись, пойдут по этому пути. Так и формируется национальная культура благотворительности`. СМИ таким образом внесут свой вклад в общее дело формирования корпоративной социальной ответственности в регионе.

Государство, в свою очередь, тоже не должно остаться в стороне и предложить предпринимателям прозрачные и выгодные варианты участия в социальных программах. Представлявший Законодательное собрание Санкт-Петербурга Павел Солтан, заместитель председателя постоянной комиссии по социальным вопросам, призвал бизнесменов активнее проявлять инициативу по внесению проектов местных законодательных актов, которые стимулировали бы социально ориентированную деятельность предприятий.

Бесспорной истиной, с которой согласны и предприниматели, и власть, и общество, остаются ответственность за живущего рядом и стремление сохранить ситуацию в обществе стабильной. Ведь в конечном итоге, направляя деньги на социальные нужды, мы вкладываем их в собственные мир и благополучие.
Другие материалы рубрики
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
28.04.08Оборот малых предприятий вырос
28.04.08Новые горизонты продуктовой олигополии
28.04.08Задач у СПП много, и все - первоочередные
14.04.08Леса должны `работать` более эффективно
14.04.08`Степан Разин` открыл музей пива
14.04.08Новгородцы попадают в сети
14.04.08Деньги `ползают` под ногами
Виноградных улиток из Псковской области будут поставлять к столу европейцев
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru