Лавинообразное распространение контрафактной продукции в последние годы стало одной из наиболее трудно разрешимых проблем ведущих производителей. Несовершенство законодательной базы, позволяющее незаконно использовать чужой товарный знак, привело к разгулу экономических преступлений
Еще до начала предвыборной гонки, в предвкушении нелегкой борьбы за голоса избирателей, депутаты Госдумы сделали шаг к изменению ситуации. Сейчас думцы рассматривают законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ (прежде всего в Уголовный кодекс РФ), направленные на предотвращение поступления на рынок контрафактной продукции.
В случае принятия этого закона производителям контрафактной продукции уже будет сложно избежать уголовной ответственности. Кроме основных поправок в УК РФ планируется внести изменения в Кодекс административных правонарушений, Федеральный закон `О защите прав потребителей`, а также в Закон РФ `О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров`.
Предполагается, что дополнения будут касаться установления разнообразных средств защиты владельцев товарных знаков и обладателей прав на наименование места происхождения товаров. Помимо этого в законодательные акты планируется внедрить пункты, более полно раскрывающие признаки нарушения прав собственников товарных знаков.
Стоит отметить, что представители органов контроля Северо-Запада не раз обращались в Госдуму с просьбой законодательно ужесточить ответственность за подделку брэндов различных потребительских товаров, однако до недавних пор их усилия оказывались тщетными.
По словам специалистов `Тест - С.-Петербург` Госстандарта России, за рубежом в случае выявления подобных фактов уже давно применяют серьезные меры - аннулируют лицензию, налагают штраф, иногда лишают свободы.
`Сегодня в России вопрос с контрафактной продукцией разрешается намного проще, - поведала заместитель генерального директора Центра испытаний и сертификации Петербурга Светлана Соловьева. - Производители контрафакта платят штраф 5-10 МРОТ и продолжают нарушать закон`.
Между тем не все проблемы упираются в несовершенное законодательство. В работе контролеров также не все складывается гладко.
Главная беда представителей многочисленных контролирующих инстанций заключается в отсутствии единой информационной сети, куда по законам любого цивилизованного общества должна стекаться информация от всех подразделений УВД, Санэпидемнадзора, Госторгинспекции и других органов контроля.
Единая база данных позволила бы не только организовать и свести к общему знаменателю действия контролирующих органов, но и ускорить процесс принятия управленческих решений. Однако пока органы контроля работают, как лебедь, рак и щука, выявляя экономические преступления, в частности контрафакцию, каждый в пределах своей компетенции и на своем уровне. Понятно, что такая разрозненность действий плохо сказывается на результатах борьбы с контрафактной продукцией.
Тем не менее Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга сделал попытку изменить сложившееся положение. Недавно в рамках комитета был сформирован координационный совет по вопросам организации контроля на потребительском рынке. Планируется, что его работа станет первой ласточкой в создании единой информационной сети. Первый шаг сделан. С чего-то же надо начинать...
|