На Северо-Западе РФ в целом финансовый потенциал для поддержки малого бизнеса оценивается в 2-3 млрд руб. Однако эти средства или не находят применения, или их расходуют, как правило, неэффективно
В Ассоциации банков Северо-Запада полагают, что основная причина этого - в отсутствии в России механизма поддержки инвестиций. Надеяться на то, что банки будут кредитовать малый бизнес, - наивно. Даже на Западе они этим не занимаются. Однако там созданы инвестиционные цепочки с посредниками между кредитными организациями и предприятиями для минимизации рисков. Ведь у многих малых компаний нечего выставить в виде залога и слабая кредитная история.
Посредники принимают на себя риски. Причем часть таких посреднических фирм достигла впечатляющих успехов. Например, в Финляндии оборот одной из них составляет 1,5 млрд евро.
Подобную модель пытаются внедрить в Ленобласти, создав Агентство кредитных гарантий, 100% акций компании принадлежат правительству Ленобласти. Закон о создании агентства был принят в 2002 году, но до воплощения его на практике потребовалось время. В 2003 году агентству выделят из бюджета Ленобласти 15-20 млн руб.
Решено грантов не выделять и конкурсов не проводить: в условиях России такая практика всегда потом вызывает вопросы, кто и как получил доступ к средствам. Вспомните, ввели в РФ льготы `афганцам` - появилась масса фирм с их участием. Аналогично - со льготами для инвалидов: среди нефтяных трейдеров нередко предприятия возглавляют инвалиды. Или числятся, чтобы налогов меньше платить...
Поэтому при выдаче кредитов малым предприятиям агентство намеревается использовать банковские технологии: изучать финансовую историю клиента, его бизнес, ресурсы, реальное присутствие на рынке...
При выдаче кредитов учитываются также приоритеты развития экономики Ленобласти. Поэтому агентство принципиально не участвует, например, в финансировании торговли и сферы услуг: им и так ряд банков охотно предоставляет краткосрочные кредиты, если проект выглядит перспективным. На это, кстати, указывает структура выдачи кредитов банков региона: около половины кредитополучателей - предприятия торговли и сферы услуг.
Однако далеко не все банки готовы к работе с предприятиями, развивающими проекты, где требуются металлообработка, закупка промышленного оборудования, спецтехники... Во многих банках даже нет специалистов, способных сопровождать такие проекты. Конечно, работать с крупными и надежными клиентами проще. Но все они уже давно распределены между банками.
Для развития банки вынуждены осваивать дополнительные сегменты рынка. Не случайно в последнее время активизировалось потребительское кредитование. Оно развернулось, когда сформировалась технология сервиса. Охотнее всего выдают кредит под залог автомашины. Для кредитования реального сектора экономики нужны иные технологии. Их и внедряют в Агентстве кредитных гарантий.
Планируется делить риски пополам с банками. Поэтому сейчас весьма существенно сформировать солидную рабочую группу. В нее пока вошли Сбербанк, ПСБ Санкт-Петербурга и Балтийский банк. Вместе с банками риски кредитования разделит правительство Ленобласти.
Задача агентства - провести экспертизу проектов. Условия ставятся достаточно жесткие: если проекты окажутся убыточными, то агентству доступ к средствам из бюджета Ленобласти будет закрыт. Дальнейшие бюджетные транши будут зависеть от эффективности инвестиций из первоначального фонда.
При выработке технологий работы с клиентами изучался опыт Франции и Финляндии, где особенно развита поддержка малого бизнеса. Однако там схемы кредитования сложнее: в роли посредника - координатора проектов выступает государство.
Власти располагают солидными ресурсами в сфере консалтинга. Их эксперты помогают эффективнее выстроить систему кредитования. Могут быть предложены различные варианты. В частности, предприятие может профинансировать часть проекта за счет банковского кредита, а часть - за счет средств из фонда для развития малого бизнеса под гарантию правительства. При такой схеме, кстати, коммерческие банки охотно соглашаются выделить транши.
Кстати, степень участия государства в Финляндии зависит не только от прибыльности того или иного проекта, но и от социальных аспектов. Один из показателей эффективности проекта - количество создаваемых рабочих мест, соотнесенное с создаваемым им ВВП (выручка). Другой - срок выживания фирмы на рынке.
В Финляндии заинтересованы в том, чтобы вырастить из малых предприятий средние и даже крупные. Статистика свидетельствует: без финансовой поддержки на рынке выживают дольше 5 лет лишь 60% малых компаний, а среди тех, кто воспользовался услугами компании по развитию, - 80%.
Вот эти 20% - социальный результат действия программы по поддержке малого бизнеса для национальной экономики.
Исполнительный директор Ассоциации банков Северо-Запада Виктор Титов считает, что не мешало бы собрать аналогичные данные и в Ленобласти: выяснить, какие средние предприятия выросли из малых и что этому способствовало. Помощь в подобных исследованиях готовы оказать в муниципальных образованиях. Такие исследования помогли бы уточнить критерии для экспертизы проектов, которые будут поступать в Агентство кредитных гарантий.
Не исключено, что на пути своего развития это агентство столкнется со многими проблемами, как и схожие проекты в других субъектах Федерации. Однако рано или поздно придется отыскивать способы их решения. Надо искать реальные механизмы кредитования промышленного сектора в малом бизнесе. И если нынешний эксперимент получится, то В. Титов надеется, что его удастся расширить до уровня округа. А в дальнейшем было бы целесообразно привлекать к финансированию проектов и федеральные средства.
Вопрос в том, насколько эффективно заработают выделяемые правительством Ленобласти средства и в каких масштабах программы агентства поддержат коммерческие банки.
|