Северо-Запад РФ - регион приграничный. Здесь особенно остро ощущается потребность в межрегиональном сотрудничестве со странами ЕС. И нередко оно заставляет субъектов Федерации в пределах своих полномочий корректировать общую внешнеторговую политику страны
Одно время это расценивалось в Москве как своеволие, которое стремились подавить административными мерами. Но сейчас в Правительстве РФ региональная политика становится более гибкой. Все чаще развитие межрегионального партнерства готовы поддерживать на федеральном уровне. Это смягчает возникающие макроэкономические противоречия между регионом и Центром. А роль буфера все чаще играет полпредство Президента РФ в СЗФО.
Одна из точек соприкосновения федеральных и региональных интересов - привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Раньше представителей субъектов РФ воспринимали в Москве как ходоков, стоящих с протянутой рукой.
Теперь в регионах стали сами находить инвесторов. И вопрос переместился в иную плоскость: для реализации предлагаемых проектов потребовались не столько деньги, сколько изменения в российском законодательстве и корректировки федеральных программ экономического развития. В результате общероссийские программы преобразовывали в набор конкретных пилотных проектов, расставленных по приоритетам.
Как выяснилось, для привлечения инвесторов в регионы огромное значение имеет то, насколько сбалансированно они развиваются. Кто же будет вкладывать средства в производственные площадки, к которым не подведены дороги? Без транспортной сети не доставить оборудование, персонал, сырье и не вывезти готовую продукцию...
Под таким углом зрения все большее значение стали приобретать планы пространственного планирования субъектов РФ. Однако для обеспечения комплексного развития регионов опять-таки понадобилось укрепить взаимодействие с Москвой, с российскими министерствами и ведомствами.
Налаживается партнерство и между регионами. В первую очередь - в сфере транспорта. Это важнейшее условие для обеспечения растущих товаропотоков. Сначала стали это делать при осуществлении программ дорожного строительства, а позднее - для комплексного обустройства инфраструктуры стальных магистралей.
И здесь опять-таки потребовалась поддержка Центра. Если в регионах заинтересованы в оптимизации логистических цепочек сбыта продукции, то в Москве озабочены тем, как увязать эти цепочки с международными транспортными сетями.
Раньше пытались для этого проектировать некие транспортные коридоры, которые потом должны были наполниться товарными потоками. Но проекты эти, как правило, буксовали из-за нестыковок с региональными нуждами в грузоперевозках. Теперь в Москве, по-видимому, осознали ошибку и все чаще стараются развивать транспортную инфраструктуру именно там, где зарождаются реальные товаропотоки. На транзите зарабатывать деньги для Москвы всегда казалось заманчивым. Но все-таки в первую очередь надо заботиться о нуждах отечественных экспортеров. А там, где они проторят дороги, появится и транзит. Там же будут смыкаться российские сети грузоперевозок с международными...
Найти варианты взаимовыгодного сотрудничества регионам и Центру бывает непросто. Но их надо искать. В этом все больше убеждаются и в Кремле, и в регионах. Ведь в итоге речь идет о создании предпосылок для дальнейшего углубления производственной интеграции и глобализации рынков сбыта.
Такое партнерство - хороший способ уточнить правовую базу для дальнейшего развития предпринимательства. Сегодня оно нередко сдерживается административными барьерами, которые возводят на уровне отдельных субъектов Федерации. Таким образом там пытаются поддерживать местных производителей. При этом тормозят конкуренцию и в итоге - развитие общероссийского рынка. Здесь особая роль отводится госрегулированию, сквозь которое должно просеиваться межрегиональное партнерство.
Это понимают как в России, так и в Европе. Не случайно, например, в международной программе `Северное измерение` предусмотрен сценарий, по которому Северо-Запад РФ может привлечь дополнительные инвестиции от европейских финансовых институтов. Причем приоритет отдается проектам, развивающим инфраструктурные сети. Это не случайно: в северных странах усиливается линия, которая подталкивает ЕС на развитие партнерства с Россией для противостояния экспансии на мировые рынки азиатских стран. Особенно активна в этом отношении Финляндия.
Не случайно сегодня ряд федеральных программ корректируют в Правительстве и Госсовете РФ. И многие из них сейчас стыкуются с региональными программами.
|