В ноябре прошлого года депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли закон `О бюджете на 2003 год`, где в статьях 15 и 17 введена оплата за капитальный ремонт. В феврале губернатор подписал соответствующее распоряжение
В апреле граждане, проживающие в домах государственного жилого фонда, получили квитанции, где появилась новая строка `за капитальный ремонт`. Сейчас в Законодательном собрании обсуждается законопроект, предусматривающий отмену этого побора с населения.
Существовавшая до 1992 года система капитального ремонта (за счет амортизационных отчислений) вполне вписывалась в общепринятые во всем мире нормы. Но схему отменили на волне перестройки, а проблемы с жилым фондом остались. Более того, за прошедшие годы ситуация усугубилась, увеличилось количество домов, находящихся в аварийном состоянии.
Сегодня, по данным Комитета по содержанию жилого фонда администрации Петербурга, в год на капремонт требуется 6-8 млрд руб., а выделяют 2-4% от этой суммы. Бюджетных денег явно недостаточно, но решили проблему крайне неудачно.
По постановлению Правительства РФ, увидевшему свет в 2001 году (в нем детализирована реформа ЖКХ), разрешено включать в тарифы плату за капремонт. Сегодня ее ввели более 50% субъектов РФ. Петербургский вариант оказался наименее удачным. Не успели платеж включить в квитанции граждан, проживающих в домах государственного жилого фонда, как началась эпопея с его отменой.
Инициировали PR-кампанию депутаты ЗС, разумеется, из числа тех, кто голосовал против 15-й и 17-й статей. В апреле по предложению бюджетно-финансового комитета, комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗС прошли депутатские слушания, посвященные платежам за капремонт. В итоге родилось обращение к губернатору с предложением их отменить.
Позже к Законодательному собранию присоединились муниципальные советы. Закоперщиком выступил муниципальный совет Колпина, который на злободневную тему провел общественные слушания. В принятой резолюции рекомендовано было отменить пресловутые платежи.
Депутаты, а также другие участники общественных слушаний, выдвинули веские аргументы против. Так, неясной была названа схема распределения собранных средств. Вначале - в общий котел, а потом - по объектам.
Получалась довольно растянутая по времени процедура. При таком механизме ждать капремонта пришлось бы не один год. Включение накопительного платежа в бюджет на 2003 год вызвало нарекания юристов. И последней каплей было отсутствие в бюджете платежей за капремонт.
Депутаты ЗС и муниципального совета Колпина были солидарны в том, что введению оплаты за капремонт должно предшествовать обследование жилого фонда города. Кстати, такое обследование проводилось в конце 1960-х - начале 1970-х годов, да и то в одном районе. Полученные данные могли бы лечь в основу программы капремонта жилого фонда и инженерных сетей города.
По словам председателя Колпинского МС Сергея Кирсанова, централизованная накопительно-распределительная схема финансирования ЖКХ, в том числе и ремонта, неэффективна, поэтому лучше создать районный фонд. Он будет формироваться за счет не только платежей населения, но и средств бюджета и других внебюджетных источников, отмечает он.
В первую очередь бюджетные деньги согласно колпинской программе должны направлять на финансирование аварийных домов. Реформа ЖКХ должна сопровождаться не только обследованием жилого фонда, но и другими преобразованиями в этой сфере.
Комментируя проблему, заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Игорь Артемьев отметил, что администрация Петербурга не выполнила другие условия постановления правительства (2001 года). А именно: оформление договоров найма, перевод обслуживания жилого фонда на конкурсную основу, утверждение стандартов качества услуг ЖКХ.
Законопроект об отмене платы за капремонт прошел два чтения в Собрании. И, как недавно заявил председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов, вероятность принятия его в целом велика.
Он также уверен, что в случае если губернатор наложит вето на проект, депутаты его преодолеют. Согласно вступившему в силу Закону `Об основах жилищной политики в РФ` (в новой редакции) капитальный ремонт зданий будет регулировать отдельное решение Правительства РФ. Вместе с тем председатель Колпинского МС на общественных слушаниях сказал, что есть смысл принять отдельный закон о капремонте. Свой вариант такого законопроекта колпинцы направят в ЗС Петербурга.
|