28 марта 2003 года состоятся выборы президента и Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Положение палаты, ее статус в бизнес-сообществе Петербурга вызывают повышенный интерес к ее деятельности.
На предстоящем собрании члены палаты должны дать оценку ее деятельности и обсудить основные направления ее развития. Перед участниками собрания стоит важная задача - выбор такой стратегии развития, которая позволит реализовывать инициативы членов палаты.
Для принятия решения необходимо учитывать многообразие проблем членов палаты, различных по величине бизнеса и сферам деятельности, место палаты в среде многочисленных объединений предпринимателей.
За полгода работы в палате и знакомства с финансовыми показателями ее деятельности, системой организации работы, ее ресурсами можно констатировать, что экономическое положение палаты стабильно и независимо.
Хочется отметить то, что среди всей системы торгово-промышленных палат России по экономическим показателям Санкт-Петербургская палата - лучшая.
Оценивая деятельность палаты, невозможно не отметить то место, которое занимает СПб ТПП в мировой системе торгово-промышленных палат. Ее знают западные коллеги, с ней работают, позитивно оценивают сотрудничество и планируют продолжать активное взаимодействие.
Отдельно хочется остановиться на коллективе палаты. Те проекты, в которых участвуют представители палаты, оцениваются положительно, что говорит о профессионализме ее сотрудников. То, что решения экспертов и консультантов палаты принимаются российскими и западными контролирующими и регулирующими органами, говорит об уровне работ.
С изменением ситуации на рынке у предпринимателей появляются новые требования к работе с палатой. Несмотря на то что услуги, которые оказывает палата, востребованы, у предпринимателей возрастает потребность в индивидуальной работе палаты с ними по решению их конкретных проблем.
Для этого необходимы создание специальных структур в палате, привлечение менеджеров, управляющих отдельными проектами, реорганизация организационной структуры палаты. Такие процессы уже начались, однако требуются время и дополнительные ресурсы для внедрения оптимальной схемы взаимодействия предпринимателей и палаты.
Конечно, интересы конкретных предпринимателей должны решаться, однако нельзя забывать и те задачи, которые палата обязана осуществлять как структура, имеющая членов палаты, объединения предпринимателей, аккумулирующая их проблемы и обладающая достаточными ресурсами для их решения.
При решении данных задач нельзя недооценивать роль палаты в снижении конфликтной ситуации и нахождении компромиссов при продвижении интересов отдельных групп бизнес-сообщества.
Важным является и то место, которое палата может занимать как посредник при выстраивании взаимоотношений между крупным и малым бизнесом. Речь идет о системе субконтрактинга и кооперации. При этом можно выстраивать схемы, которые приведут к снижению издержек для их участников или создадут условия для внедрения новых передовых технологий путем кооперации усилий предпринимателей.
Для повышения эффективности инвестиционного процесса в России актуальным становится формирование в палате архива информации о надежных предпринимателях и баз данных по руководителям, способным реализовывать различные проекты. В то же время членами палаты должны быть организации, являющиеся открытыми, выполняющие все обязанности по отношению к партнерам и государству.
Отдельно хочется остановиться на оценке перспектив развития палаты и ее роли и места в экономике страны. Происходящая в настоящий момент реорганизация аппарата государственной власти страны будет способствовать передаче части функций по регулированию экономики некоммерческим саморегулирующимся организациям, а торгово-промышленные палаты - крупнейшие из них.
Часть этих функций уже передана палатам, в частности, с 1 января 2003 года палаты осуществляют функции по выдаче сертификата о происхождении товара формы `А` (ранее эту функцию выполняло
Управление уполномоченных Минэкономразвития).
Палата зарекомендовала себя как независимое общественное объединение, надежный партнер государства, что позволит государству и в дальнейшем передавать ей другие свои функции.
В заключение хочется подчеркнуть, что палата - это инструмент, посредник и для ее эффективной работы необходимы активные предприниматели, стремящиеся не только обозначать проблему, но и вместе с палатой работать по ее решению.
|