Европейская комиссия одобрила поправки в законодательство Евросоюза, ведущие к признанию России страной с рыночной экономикой
Ожидается, что до наступления зимы они будут одобрены Евросоветом и приобретут силу закона ЕС. Поправки касаются процедур, регулирующих антидемпинговые преследования и выделение субсидий.
Первая поправка позволяет ЕС при проведении антидемпинговых расследований учитывать данные о фактических расходах и ценах российских компаний. Сейчас для возбуждения процесса достаточно указать расчетные затраты и цены третьих стран.
Понятно, что такие расчеты могут совершенно не учитывать российскую специфику ведения бизнеса. И если российские компании смогут доказать, что не имеют намерения искусственно занижать цены на свою продукцию и услуги для получения выгод при конкуренции, то обвинить их в демпинге станет значительно сложнее.
Например, ЕС придется считаться с тем, что низкие энерготарифы - это естественное преимущество России: у нас есть полноводные сибирские реки, которых нет в Европе. А энергия гидроэлектростанций всегда будет дешевле, чем, скажем, тепловых станций. За что же тут наказывать Россию?
Взамен отечественные предприятия будут вынуждены проводить прозрачную финансовую политику, основанную на международных стандартах бухучета.
Вторая поправка определяет единую систему расчета преимуществ от субсидий, получаемых экспортерами, что также является важной вехой на пути вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Напомним, что аналогичные шаги еще раньше были сделаны в США, где также выступили за признание за Россией статуса рыночной страны.
Однако среди экспертов пока нет единства мнений по поводу того, что приобретет Россия, получив признание за собой рыночного статуса до того, как вступит в ВТО.
В частности, замгендиректора по международным проектам ОАО `Русский алюминий` Александр Лившиц полагает, что после этого потребуется дополнительная настройка межгосударственных отношений между странами Запада и Россией.
Ведь раньше переговоры по антидемпинговым процессам шли на межправительственном уровне. В результате стороны приходили к компромиссу. Для России устанавливались квоты на вывоз продукции. И наши министерства решали, кому и сколько надлежит направлять товаров на экспорт. Таким образом, государство могло в известных рамках защитить отечественных производителей.
Если Россия - рыночная страна, то претензии будут уже предъявляться не ко всей отрасли народного хозяйства РФ, а к конкретным предприятиям. В таком случае нет повода для вмешательства в этот процесс представителей Российского государства. Попал в антидемпинговую историю - выкручивайся сам, как умеешь. И не исключено, что придется уходить с экспортного рынка. Ведь в таком случае уже формально нет повода для ведения межправительственных переговоров о квотах, если, разумеется, не будет доказано, что вся отрасль в России не получает субсидий из казны сверх допустимого уровня. Кстати, этот уровень еще предстоит оговорить...
Не получится ли так, что Россия получит ущербный, по сравнению с другими странами, статус? Отечественным предприятиям фактически придется соблюдать все рыночные правила, иными словами, нести бремя обязанностей, предписываемых Всемирной торговой организацией, но не располагать теми правами, которые даются всем действительным членам ВТО...
|