Качество продукции — вопрос комплексный. Каждый участник процесса — производитель, поставщик, продавец — на своем уровне должен это качество обеспечить. Изменения в законодательстве направлены на повышение ответственности всех сторон. В прошлом году была отменена обязательная сертификация, в октябре этого года вступили в силу поправки в Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевой продукции» N29-ФЗ, которые отменили удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов и сырья для их производства. Этим документом производитель подтверждал каждую партию продукции, выпущенной на предприятии.
Давление на производителя
Есть мнение, что удостоверения качества в общем-то не нужны, так как сегодня законом определена ответственность производителя за качество выпускаемой продукции. Но какого качества продукты будут теперь поступать в магазины и что в целом может ожидать потребительский рынок? Сегодня становится понятно, что в критической ситуации оказался вовсе не покупатель, а скорей производитель.
Отдельная роль отводится и торговым предприятиям. При кажущейся либеральности нашего законодательства по отношению к производителю, именно на него возрастает давление со всех сторон. Сетевая торговля вводит более жесткие критерии отбора локальных поставщиков. Ритейлу становится неудобно работать с мелкими и финансово слабыми предприятиями. Приоритет отдается тем компаниям, которые имеют в своем арсенале современную логистику, передовые технологии производства, соответствующие требованиям качества. Производитель должен быть готов постоянно доказывать, что продукция, которую он выпускает — высокого качества.
Есть и другая сторона взаимоотношений сетевой торговли и производителя. Жесткие условия попадания в торговую матрицу, так называемые входные взносы. Это заставляет производителя сокращать расходы на производство, использовать дешевое сырье сомнительного качества. Сети применяют различные маркетинговые уловки для продажи товаров, хотя качественные вещи в рекламе не нуждаются. Думать нужно о том, как удержать покупателя.
За рубежом контроль производителя минимальный. Во Франции никто не контролирует производство косметики, за ее качество отвечают лаборатории. Но если вдруг у покупателя при применении косметики появятся на лице прыщи, то компанию-производителя ждут судебные иски, гигантские штрафы, большие убытки.
Одна из декларируемых задач нашего государства — не кошмарить бизнес, а создавать для него благоприятные и комфортные условия. Удостоверения качества, конечно, представляли для него коррупционоемкое требование. С другой стороны, такой документ не давал совсем уж расслабиться производителю, не оставлял его без контроля. Теперь недобросовестный производитель может воспользоваться этим послаблением. Вместе с тем, и сам производитель продукции может пострадать от отмены удостоверения о качестве, так как не будет иметь возможности проконтролировать сырье, закупаемое им для производства готовой продукции.
Сегодня государство выполняет главную контрольную функцию — контролирует безопасность продукции, выявляет нарушения путем плановых проверок и по жалобам граждан. Свою роль в защите граждан играют и общественные организации, но все, чем сегодня они могут помочь, это сообщить адрес государственного учреждения, которое сделает экспертизу продукции, имеющую арбитражную силу в суде.
Качество — синоним безопасности
Потребитель рискует приобрести некачественную продукцию и быть обманутым в своих ожиданиях, но не меньше рискуют и другие участники процесса. Предприятия розничной торговли ждет существенное увеличение количества жалоб от покупателей, а значит — рост внеплановых проверок контрольно-надзорных органов. Как следствие, вырастут затраты на входной контроль продукции.
Пока требования производственного контроля на предприятиях торговли законодательно сохранены. В статьях 4 и 11 Закона РФ «О качестве и безопасности пищевой продукции» установлена ответственность торговых предприятий за обеспечение качества и безопасности реализуемых товаров. Действуют и другие подзаконные акты. В «Правилах продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ, говорится, что по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, или его заверенной копией. Кроме того, в пункте 8.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066–01 сказано, что в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения или сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность. Эти нормы касаются продукции, изготовленной на территории РФ.
Оценить риски производителей из-за отмены удостоверений качества несложно. Это — поступление некачественного сырья, больше претензий от розницы на некачественный товар и больше возврата товара. Экономический ущерб для бизнеса значительно выше. Для него выходом из ситуации может быть внедрение на производстве системы менеджмента качества, проведение добровольной сертификации продукции.
Вступление России в ряды Всемирной торговой организации заставит все предприятия привести свое производство в соответствие с международными требованиями.
По оценкам экспертов, самое неприятное, что может ожидать отечественный продовольственный рынок в наступающем году, это вступление в ВТО. Оптимизма по этому поводу мало. Выиграют предприятия, занимающиеся экспортом своей продукции, для них откроются новые рынки сбыта. Россия сама станет большим рынком сбыта разнообразной продукции сомнительного качества.
В Законе о качестве и безопасности сохранено требование к безопасности продукта, то есть отсутствию в нем вредных и опасных для здоровья человека веществ, микроорганизмов, ГМО. Произведенные товары должны быть безопасны для потребителя. Это — тренд времени. В условиях мировой глобализации качественное стало синонимом безопасного.