Реальные результаты стимулирования продаж стали заметны только начиная с декабря 2009-го, когда 32 % автокредитов начали выдавать по программе господдержки. После ее рестарта в феврале 2010-го этот показатель сегодня держится на уровне 18 %. В банках, которые задействованы в этой программе, доля таких автокредитов от всего количества кредитов составила в декабре 2009-го 80 % и с февраля 2010-го колебалась на уровне 60%.
В банках утверждают, что приостановка господдержки отечественного автопрома в январе 2010 года существенно отразилась на объемах кредитования и, соответственно, — на объемах продаж автомобилей, выпущенных в РФ и включенных в список господдержки. Причем, больше всего она поощряет к покупке более дорогих моделей. В частности, иностранных автомобилей российской сборки.
Программу утилизации старых машин, которая действует с марта 2010 года, в управлении по обращению с отходами производства и потребления оценивают также как эффективную. Об этом же говорили на апрельской конференции, посвященной авторециклингу. По этой программе гражданин может сдать на утилизацию автомобиль, возрастом не менее 10 лет и весом до 3,5 тонны, которым владеет не менее одного года, и получить купон, предполагающий скидку 50 тыс. руб. на новый автомобиль, произведенный на территории РФ. На один купон можно приобрести только одну автомашину.
Альтернативный вариант — заключение договора непосредственно с дилером автосалона. Дилер заполняет пять бланков с сайта Минпромторга. С этими бланками и подписанным договором о намерениях он снимает автомобиль с учета, и проштамповывает все бланки. Автодилер или производитель сами довозят автохлам до места утилизации, что финансируется государством. На месте утилизации снова штампуют бланки, и с ними пользователь программы отправляется к автодилеру за новым автомобилем. Однако в таком случае за услуги по утилизации придется заплатить, как и за снятие машины с учета.
Под программу утилизации можно приобрести немало моделей машин, которые не входят в программу льготного кредитования: при покупке нового автомобиля в данном случае нет ограничения по стоимости автомобиля.
Правда, программа утилизации старых автомобилей, которую реализует Минпромторг РФ, может завершиться не в конце осени, а уже летом 2010 года. Спрос на утилизационные сертификаты превзошел ожидания: уже сейчас число заявок почти исчерпало намеченный на всю программу лимит в 200 тысяч. Такого количества новых машин «АвтоВАЗ», если бы, скажем, все владельцы сертификатов предпочли приобрести именно его модели, обеспечить не в состоянии. Поэтому владельцам сертификатов предложен альтернативный вариант: на сертификат можно купить бензин.
Справка
В Петербурге и Ленобласти в программе утилизации старых автомашин задействованы несколько десятков автодилеров и предприятия, принимающие авто на переработку. Это ООО «Завод «Севзапсталь», ЗАО «Петромакс», ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов» (Петербург), а также областной филиал ЗАО «Петромакс» и ЗАО «Авантек» (Ленобласть) |