Среди автомобильных перевозчиков не оказалось единого мнения по поводу создания своего СРО. Сторонники такого решения обосновывают это тем, что существующая система на рынке автоперевозок напоминает анархию.
Именно отсутствие эффективного государственного регулирования в РФ и возникшие в результате этого проблемы подталкивают часть бизнес-сообщества в сфере автоперевозок искать иные пути решения проблем — через механизмы саморегулирования. Концепция создания СРО была сформулирована в Москве в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). А инициаторами ее продвижения стали автомобильные компании из ряда российских регионов — Нижнего Новгорода, Курганской области. Но на Северо-Западе идею, как ни странно, поддерживают далеко не все. Почему? В этом как раз и хотели разобраться на заседании «круглого стола» в Петербурге.
В стоимостном выражении рынок автотранспортных перевозок является одним из самых емких: по официальным оценкам, объем услуг составляет не менее 3,8 трлн руб. в год. Однако если сопоставить с реальными объемами автоперевозок, то сумма должна быть гораздо больше. Как полагают эксперты, рынок автоперевозок на 80 % носит «теневой» характер.
Отсюда вытекают низкие требования в компаниях к обеспечению безопасности дорожного движения, низкая квалификация участников рынка. Грузовой автотранспорт — участник 20 % ДТП. И это при том, что его доля в общем количестве подвижного состава на дорогах РФ гораздо ниже — 14 %. Аварии с грузовиками нередко носят самый тяжелый характер.
В отрасли, как отмечал в презентации советник зам. министра транспорта РФ Станислав Швагерус, процветает криминал: бандитизм, коррупция на дорогах, мошеннические схемы. Для грузовладельца везти груз задешево хорошо. Однако демпинг лишает накоплений для развития и обновления подвижного состава те компании, которые ведут свой бизнес легально. В итоге дороги РФ бороздят изношенные грузовики, а на международных маршрутах — доминируют иностранные перевозчики, среди которых немало российских граждан, просто зарегистрировавших свой подвижной состав за рубежом. Там, где условия лучше. Где государство регулирует автоперевозки иначе. В РФ же большинство видов автотранспортной деятельности не требует вообще никаких разрешений.
То, что рынок практически полностью дерегулирован, — главное причина отсутствия стимулов для нормального развития автотранспортного комплекса РФ. Поэтому основным условием оздоровления ситуации должна стать новая правовая база регулирования автотранспортной деятельности в рыночных условиях.
Обо всем этом заявили 20 августа 2010 года в Чебоксарах представители 9 региональных союзов и ассоциаций автоперевозчиков. Они решили создать СРО и попытаться выработать новую Концепцию автотранспорта, которая призвана стать основой для отраслевого федерального закона.
Первое, что предстоит сделать, как считает директор ООО «Совтрансавто Нижний Новгород» и руководитель комитета по автомобильной логистике АНО «Поволжская логистическая ассоциация» Игорь Костин, — определить критерии и порядок допуска на рынок, чтобы затем отсечь тех игроков, кто этим критериям не соответствует.
Что государство должно сделать в первую очередь? Как считают инициаторы создания СРО, во-первых, — наладить учет коммерческих автоперевозок. Необходимо создать информационную систему организации транспортного обеспечения и управления автотранспортом. Во-вторых, создать стимулы для оказания качественных услуг: необходим контроль за соблюдением регламентов техобслуживания и ремонтом транспортных средств, не должны использоваться «левые» запчасти и несертифицированный бензин. В-третьих, упрощенная система налогообложения для владельцев менее 20 единиц транспортных средств служит стимулом для нелегального объединения малых компаний в крупные с помощью цепочек экспедиторов-посредников. В-четвертых, необходимо ввести материальную ответственность участников рынка за результаты деятельности и по итогам контроля за выполнением стандартов и правил, а также создавать условия для развития рынка страхования перевозок. В-пятых, необходимо лицензировать перевозки автотранспортом внутри РФ. Затраты государства на реализацию подобных мер, считают авторы инициативы, окупятся многократным поступлением доходов в бюджеты всех уровней. Причем, наименее затратный способ реализации системы контроля — это введение обязательного членства автоперевозчиков в СРО. |