По итогам I полугодия этот показатель ужался до 9,7 % к 6 месяцам 2009-го, а по итогам 7 месяцев — сполз к 9 %. Такая динамика грузоперевалки в морских портах довольно точно отразила замедление темпов восстановления российской экономики.
Из анализа, проведенного специалистами компании «Морцентр ТЭК» видно: грузооборот морских портов в I полугодии 2010-го, по сравнению с тем же периодом 2009-го, увеличился как по экспортному, так и по импортному направлениям. Наивысшую динамику продемонстрировал импорт. Отрицательную динамику показали транзит и каботаж. Транзит потянули вниз наливные грузы, а по сухим грузам операторы морских терминалов получили прибавку в 19,9 %.
Снижение перевалки было отмечено в российских морских портах также по железной руде, цветным металлам и рефгрузам. Если говорить о направлениях перевозок, то в I половине 2010 года, по сравнению с аналогичным показателем 2009-го, доли Северо-Запада и Юга снизились соответственно на 4% и 2%, а доля Дальнего Востока — увеличилась на эти же самые 6%.
В морских портах Северо-Западного бассейна, по данным АСОП, грузооборот за 7 месяцев вырос до 130,9 млн т (+3,3%). Если сравнивать с итогами 6 месяцев, то динамика роста замедлилась из-за снижения грузоперевалки в июле на 1%. В основном — из-за сухогрузов: по итогам 6 месяцев темпы прироста составляли 13,4% к аналогичному периоду 2009-го, а по итогам семи — снизились до 9,7% соответственно к 7 месяцам 2009-го.
Из сводки Морцентра ТЭК видно: основного прироста стивидорные компании добились за счет навалочных грузов. Однако динамика по ним складывалась разнонаправленная: в I полугодии 2010-го увеличилась по отношению к аналогичному периоду 2009-го, в частности, перегрузка минудобрений, насыпных грузов, леса и генеральных грузов. Наилучшая динамика увеличения перегрузки наблюдалась по грузам в контейнерах (+37,9 %). Она помогла подогреть импорт сухих грузов. Перевалка экспортных сухих грузов увеличилась на 10 %. Обработка транзита выросла в 3,5 раза.
Испортил общую картину стивидорам Северо-Запада, прежде всего, уголь, его было обработано на 9,2 % меньше. Однако было зарегистрировано падение и по другим позициям. Например, по каботажу и паромным грузам.
Наилучшие показатели по объемам погрузочно-разгрузочных работ оказались у стивидоров Большого порта Санкт-Петербург, грузооборот которого за 7 месяцев составил 31,46 млн тонн (+14,3% к аналогичному периоду 2009-го). Особенностью для Большого порта стало падение активности небольших компаний: уже второй год они демонстрируют снижение оборотов. Раньше они подхватывали грузопотоки, для которых не хватало места на причалах.
Если в порту нет острого дефицита мощностей, то, как отметил капитан порта «АМП «Большой порт Санкт-Петербург» Петр Паринов, клиенты выбирают наиболее технологически насыщенные терминалы. Что и видно по динамике стивидоров города на Неве. |