Еще в конце января, когда Валентина Матвиенко напрямую увязала вопрос об очистке Петербурга с сохранением чиновничьих должностей, вице-губернатор Алексей Сергеев назвал требующуюся для этого сумму. «Всего‑то» около 1,2 млрд рублей… Причем эти огромные деньги — только вершина финансового айсберга, который скрыт под толщей проблем, определяющих состояние этой важной отрасли городского хозяйства.
Подкрался незаметно
По словам Алексея Сергеева, в том, что весь январь северная столица тонула в сугробах и пряталась от сосулек, городские власти не виноваты. Их сильно подвела природа. Ведь снега не ждали... Не без греха и горожане. Мало того, что они оставляют свои машины на проезжей части, так и еще и жалуются. Мол, платим налоги, а когда выпадает снег, нам предлагают брать в руки лопаты и самим идти чистить улицы. Но дело не в природных аномалиях и пассивности горожан. Сама система уборки Петербурга доведена до такого состояния, что она ни организационно, ни технически не готова самостоятельно очистить его от выпавших осадков. И даже спикер ЗС Вадим Тюльпанов признает, что год от года депутаты сокращали бюджет на эти цели. А скупой, как известно, рано или поздно платит.
Дело на миллиард
Только в сказках считают, что снег ничего не стоит. А это не только одно из состояний воды, но и весьма ценный товар. Почему? Кубометр собранного и вывезенного снега в коммерческих фирмах оценивают, в среднем, в 230 рублей, а квадратный метр очищенной от сосулей крыши — от 50 рублей. Каждый 27‑кубовый самосвал «тянет» более чем на 6,2 тыс. рублей. А если расценки применить к 4 млн кубов, которые в январе вывезли из Петербурга? Занятная получается арифметика… Причем арифметика не для средних умов. По отчетам КБДХ, в пиковые январские дни работало около 1,25 тыс. единиц техники. Из них более 600 самосвалов, две трети из которых (а еще до 100 погрузчиков) были привлечены из коммерческих организаций. А объемы вывозки снега (около 150 тыс. кубометров) дают удивительные результаты. Оказывается, в сутки каждый самосвал выполнял аж по 22 рейса… Из 4,5 млрд бюджетных рублей, выделяемых на уборку Петербурга на год, свыше миллиарда скушает снег.
Сколько потратят на борьбу с ним ТСЖ и частные компании? Даже приблизительные оценки показывают, что эта сумма легко достигает 1,5 млрд рублей. И значительная часть этих денег быстро и безболезненно перекочевывает в частный «карман». А если учитывать, что через месяц-полтора снег и лед растают, такой товар очень выгоден и удобен. Растаял — и концы в воду. Ягодки потом Уже сейчас понятно, что огромными затратами на уборку снега дело не завершится. Скорее всего, «карману» города (а следовательно, и горожанам) вновь придется раскошелиться. Причем по-крупному. Глава КБДХ Борис Мурашов уже заявил, что его ведомство заканчивает разработку стратегии инвестиций на ближайшие 3 года. На эту программу дорожники хотят попросить около 4,5 млрд рублей.
Сколько хотят попросить жилищники, которым для борьбы с сосулями могут понадобиться даже лазеры, история пока умалчивает. Но есть и вопросы. Простые, как ржаной хлеб. Кто конкретно в КБДХ, к примеру, закупил перед весной 2008 года на 40 млн рублей машины, способные переплавлять снег… в деньги? Ведь эти чудо-агрегаты, превращая в воду всего 2–3 самосвала снега в час, за это же время «съедают» по 340 литров топлива. Где искать автора закупки для дворников «люминиевых» лопат, на которые любой рачительный хозяин даже не посмотрел бы? Кто «брал курс» на отказ от ручной уборки тротуаров, заведомо зная, что нужной взамен ей техники в городе в достатке нет?
Те ли это 11 «крайних», которые оказались не в том месте и не в то время? За удовольствие жить по-европейски горожанам снова придется заплатить. За решением внести в квартплату новые тарифы (на содержание кровель, к примеру) стало только время. И зачем думать об изменении системы благоустройства города, изолировать чердачные помещения и горячие трубы, устраняя причины наледей, если можно одним росчерком пера получить средства для того, чтобы снова сбивать сосули и дырявить кровли? |