Специалисты агентства недвижимости DOKI совместно с Санкт-Петербургским научно-исследовательским психоневрологическим институтом изучили основные типы поведения самых распространенных категорий покупателей и продавцов недвижимости во время кризиса.
За весь период исследования было изучено 1050 историй о покупке недвижимости, совершенных в Москве и Московской области с ноября 2008 по август 2009 года. Исследование выявило образование новых тенденций в структуре поведенческих факторов и появление новых мотивов при совершении сделки купли-продажи недвижимости во время стресса и в условиях, отличных от нормальных, то есть во время кризиса.
Доход вместо прибыли
Оказалось, что если в относительно спокойный период собственник продает квартиру с целью извлечения прибыли, то в период экономических потрясений основным мотивом продажи является попытка бегства от реальной обстановки на рынке, а также перспектива вложения денежных средств в наиболее надежный и консервативный источник с возможностью дальнейшего получения дохода. Исследования подтвердили, что такими мотивами пользовались не менее 62 % всех продавцов. Более того, по данным опроса клиентов компании DOKI, 29 % продавцов высказали желание вложить средства, полученные от продажи жилья в Москве или Подмосковье, в зарубежную недвижимость.
Примечательно, что 21 % респондентов выбрал саму недвижимость для дальнейшего хранения средств, при этом совершив предварительную продажу существующих активов. Основным мотивом для продавцов стало сохранение своих накоплений, поясняют специалисты.
Проснулсяотложенный спрос
Наиболее же интересной частью исследования аналитики считают изучение поведения покупателей. Большинство покупателей на раннем этапе развития кризиса на рынке недвижимости руководствовались в основном ценой приобретаемого объекта (около 63 %). При этом важным условием при совершении сделки было расположение объекта недвижимости в Москве.
С марта нынешнего года специалисты компании отмечали возвращение на рынок той категории покупателей, которые оказались вне рынка в связи со значительным ростом цен в предыдущий период. Покупатели, формирующие так называемый отложенный спрос, вернулись на рынок в марте-апреле текущего года. В этот период возросло и количество сделок с недвижимостью на рынке Москвы и области (в среднем на 30 %).
Между манией величия и полной апатией
Изучение поведенческих критериев выявило наличие признаков маниакально-депрессивного психоза у 61 % покупателей недвижимости в период с февраля по апрель этого года, констатируют аналитики. Мысли респондентов были полны оптимизма, преобладала переоценка личности, идея величия вплоть до бредовых идей фантастического содержания, что говорит о маниакальной стадии, приходят к выводу специалисты. Большинство покупателей (73 %) были поглощены реализацией задуманного и боялись упустить шанс обретения жилья по месту своей основной деятельности.
Более 67 % респондентов высказывали страх перед возможностью отмены сделки в последний момент, а 84 % демонстрировали признаки эмоционального перенапряжения, хронической усталости и даже полной апатии после покупки квартиры.